«Нива» давно стала самым известным российским и советским внедорожником в мире, и превратилась в отличную основу для очень интересных поделок. Её облюбовали энтузиасты и тюнинг-ателье, создавая единичные экземпляры и мелкосерийные партии. Впрочем, существуют и более любопытные, хоть и не очень известные переделки, к примеру, внедорожный гибрид «Нивы» и «Жигулей», который не так давно всплыл в Германии.
Идея из лихих 1990-х
С 1942 года в Челябинске начал работу «Опытный завод №100», предприятие, напрямую подчинённое Министерству обороны. Здесь инженеры на собственных производственных мощностях занимались разработкой и совершенствованием бронированной техники. Последним его директором стал Павел Федорович Попов, и под его руководством была начата работа над очередным автомобилем для военных. По замыслу руководства, это должен был быть транспорт на основе пространственного каркаса, поверх которого монтировался кузов. Подобная конструкция сразу бы решила несколько больших проблем, к примеру, позволила уменьшить общий вес и использовать машины с композитным кузовом для десантирования.
Кризис 1990-х годов перечеркнул все планы и заставил задуматься о выпуске гражданской версии: оборонке завод оказался не нужен, а руководство всерьёз задумалось о переходе к выпуску мирной продукции. Проект бывшего военного автомобиля постепенно приобретал новый внешний вид, но так и остался нереализованным, поскольку завод всё же решили закрыть. К счастью для Павла Попова, к его работе проявил большой интерес директор тольяттинской компании «Лада-Тул».
Её руководителю автомобиль показался перспективным, компания даже закупила новое оборудование для штамповки пластиковых кузовных панелей. Кузов, как и силовой каркас, изготовили на собственных мощностях, после чего начались долгие работы по сборке первого прототипа «Сталкера». Единственная проблема, которую так и не удалось решить, прямо касалась финансов: они закончились. Компания не смогла продолжать свою работу и закрылась, оставив за собой большие долги перед поставщиками. По большей части готовый прототип вместе с сопровождающей документацией, проданный в счёт задолженностей, оказался в распоряжении фирмы «Апал». С этого момента и началась серьёзная работа по созданию «Сталкера».
Тольяттинский «Гелендваген»
Конечно, никто в «Лада-Тул» не думал о разработке автомобиля с нуля, это слишком затратно и долго. Основой для него послужил ВАЗ-2105 со всеми его агрегатами, а под капот поставили полуторалитровый двигатель ВАЗ-341 мощностью 50 лошадиных сил. Сверху на него установили трубчатую раму и обшили пластиковыми панелями. Именно в таком виде и приняли его специалисты из «Апал».
Правда над ним пришлось немало поработать, чтобы закончить и привести в подобающий вид, а в 2003 году посетители Тольяттинского моторшоу смогли лицезреть «Жигули» в крайне необычном исполнении.
«Сталкер» сразу же приковал к себе внимание в немалой степени благодаря новому кузову, напоминающему квадратный «Гелендваген» в миниатюре. Его кузовные панели изготовили из термопластика, собственного изобретения «Апала», одного из крупнейших производителей листовой пластмассы.
Многослойный пластик получился прочным и устойчивым к перепадам температуры, к тому же он отлично сопротивлялся всем капризам погоды и не нуждался в окрашивании. Изначально автомобиль должен был стать своеобразным рекламным стендом для нового пластика, но сам по себе привлёк большое внимание публики. Поэтому «Апал» всерьёз задумался о начале серийного производства.
«Сталкер» вновь отправился в работу, ему достался двигатель от «Нивы» и полноприводная трансмиссия от неё же. Дизайн кузова изменили и сделали более агрессивным, а сам автомобиль превратили в ландо: вся задняя часть кузова представляет собой съёмный колпак. Его можно откинуть вверх, чтобы получить доступ к крошечному багажнику, или же вообще снять. В последнем случае над головами пассажиров заднего ряда окажется чистое небо, как в более дорогих и престижных марках.
К 2006 году инженерам удалось подготовить автомобиль к испытаниям для одобрения серийного производства и успешно их пройти. Компания получила разрешение на выпуск «Сталкера» мелкими сериями, но далеко продвинуться в этом направлении не получилось. С одной стороны, подорожали запчасти, а с другой, так и не смогли найти надёжного производственного партнёра. Apal сделал несколько попыток начать серийный выпуск, в том числе и массовый, но ни одна из них не была успешной. На текущий момент «Апал» занимается мелкосерийной сборкой «Сталкеров» на заказ.
Зарубежная версия
Эта не совсем весёлая история внезапно получила неожиданное продолжение благодаря немецкой компании Made in Russia Gmbh, которая базируется в городе Пруттинге, расположенном недалеко от Мюнхена.
Она занимается переделкой российских автомобилей, что, собственно, и следует из её названия. Компания импортирует машины отечественных марок, улучшает их по своему усмотрению и продаёт на рынках Германии и Австрии.
На этот раз Made in Russia Gmbh выставила на продажу 3 десятка автомобилей Apal Jaeger («Егерь»), которые как две капли воды похожи на Апал-21541 «Сталкер». Есть только несущественные различия в некоторых деталях, например, вместо штатных бамперов установлены усиленные. В остальном российские и германские версии не отличаются.
В кадр попало восемь внедорожников, собранных на основе Lada 4×4. По всей видимости, немецкая компания заказала небольшую серию «Сталкеров» и доставила их «серыми» путями. В Германии они предлагаются по цене 19 990 евро.
Существует огромное количество модификаций всем известной «Нивы», есть даже бронированная версия, изготовленная известным кузовным ателье.