
Армия США решила повысить мобильность пехоты неожиданным способом — предоставить ей почти гражданский пикап, а за основу армейского транспорта нового поколения взяли серийный Chevrolet Colorado ZR2. Получившаяся машина лишилась дверей, крыши и какой-либо брони, но приобрела нечто иное — возможность проехать там, где не пройдёт другая техника, и сделать это максимально быстро.
Гражданские корни – Chevrolet Colorado ZR2

Изначально Chevrolet Colorado ZR2 создавался как универсальный грузовик для серьёзного бездорожья. Конструкция у него подходящая — лёгкая рама, мощный двигатель и продвинутая подвеска, то есть это почти идеальный полуфабрикат для военных нужд. Главным преимуществом ZR2 является его подвеска Multimatic DSSV прямо из мирового автоспорта. Эти гидравлические амортизаторы обеспечивали большую устойчивость и контроль на сложном рельефе. Благодаря блокирующимся дифференциалам, усиленной раме и агрессивным внедорожным шинам Colorado готов к экстремальным дорогам прямо с конвейера.

Двигатель тоже важен. 2.8-литровый турбодизель Duramax выдавал солидный крутящий момент на низких оборотах — именно то, что нужно для движения по грязи, песку или крутым подъёмам. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач и двухскоростная раздатка довершали картину прочного и универсального автомобиля. Всё это вместе и привлекло внимание военных.
Переход к военному варианту

Армии США требовался принципиально новый транспорт для легкой пехоты. Существующие Humvee и новые JLTV были слишком тяжелыми и габаритными для быстрой переброски вертолетом или сброса с парашютом. Нужен был очень легкий транспорт, который мог бы доставить полноценное пехотное отделение в девять человек через сложную местность. Программу Infantry Squad Vehicle начали в 2018 году, а контракт выиграла GM Defense. Интересно, что разработанная ею машина состояла на 90% из коммерческих компонентов. То есть производитель сильно экономил на компонентах и логистике.

В военном варианте инженеры сохранили основу гражданского пикапа, но серьезно его доработали. Специально для ISV компания Hendrick Motorsports, известная в NASCAR, разработала усиленный каркас безопасности, а на получившейся раме разместили упрощенный кузов с алюминиевыми панелями. Двери, стекла и крышу убрали для экономии веса и быстрой высадки десанта. Впрочем, это была не только экономия: армия решила переработать проверенную коммерческую платформу, чтобы быстро наладить массовый выпуск. Концепция ISV предполагала создание не классической бронированной боевой машины, а транспорт с высокой степенью мобильности, который должен был доставлять солдат к месту выполнения задачи, не ввязываясь в прямой бой.
Технические характеристики и особенности ISV / M1301

За спартанским внешним видом M1301 скрывается тщательно продуманная конструкция. Основой стал 2.8-литровый турбодизель Duramax, выдающий 186 лошадиных сил. Но главное — не мощность, а крутящий момент в 500 Н·м, доступный с низких оборотов. Именно это позволяет машине карабкаться на подъемы и проходить пересеченную местность с полной нагрузкой. Трансмиссия сохранила гражданские корни — шестиступенчатый автомат Hydra-Matic 6L50 и двухскоростная раздаточная коробка. Но подвеску серьезно усилили, установив длинноходные амортизаторы Multimatic DSSV от Chevrolet Performance и блокирующиеся дифференциалы обоих мостов. На алюминиевых панелях кузова экономия не закончилась — вместо стандартных сидений установили легкие складные конструкции, а вместо дверей — нейлоновые сетки.

Грузоподъемность в 1450 кг позволяет перевозить девять полностью экипированных солдат в конфигурации 2/3/2/2, а их снаряжение складывается за спинками сидений и в специальных сетчатых полках. При снаряженной массе около 2200 кг машина остается достаточно легкой для транспортировки внутри CH-47 Chinook или на внешней подвеске UH-60 Black Hawk. Благодаря модульной архитектуре машину можно быстро адаптировать под разные задачи. Кроме базового десантного варианта существуют версии с плоской платформой для перевозки грузов, командный пункт с дополнительной связной аппаратурой и даже боевая модификация с турелью для крупнокалиберного пулемета.
Гражданский Colorado ZR2 против военного ISV M1301

При всей внешней схожести это две принципиально разных машины. Гражданский Colorado ZR2 — это комфортный пикап для активного отдыха, тогда как ISV представляет собой транспорт с максимальной функциональностью. Различия начинаются с конструкции: вместо цельнометаллического кузова у военной версии алюминиевые панели на стальном каркасе безопасности. Силовая установка использует тот же базовый двигатель, но в ISV он настроен на оптимальную работу в тяжелых условиях. В гражданской версии можно выбрать между бензиновым и дизельным двигателем, тогда как военный вариант использует только турбодизель, как более надежный.

В ходовой части сохранили основные компоненты, но их усилили и доработали. Стандартные амортизаторы заменили на гоночные Multimatic DSSV, способные выдерживать постоянные экстремальные нагрузки, а шины BFGoodrich KM3 позволяют продолжать движение после прокола. Электрическая система — еще одно отличие. ISV получил 24-вольтовую архитектуру по стандартам НАТО вместо 12-вольтовой, что позволило подключить военное оборудование. Приборная панель лишилась мультимедийного экрана, но получила дополнительные элементы управления. Стоимость машин тоже несопоставима. Цена гражданского Colorado ZR2 начинается от 50 тысяч долларов, тогда как каждый ISV обходится бюджету примерно в 370 тысяч.
Плата за мобильность

ISV вызвал большие споры среди военных экспертов. Главный предмет разногласий — полное отсутствие броневой защиты. Армейское руководство открыто заявило, что ISV не предназначен для боевых столкновений, это всего лишь быстрое средство доставки, но на учениях эта теория столкнулась с реальностью. Как сказано в отчетах испытателей, подразделения на ISV регулярно попадали в засады и несли условные потери. На современном поле боя с беспилотниками и разведывательными средствами, остаться незамеченным практически невозможно.

Большие сомнения также вызывает уязвимость машины к взрывным устройствам и противопехотным минам. Как показал опыт современной войны, легкие незащищенные автомобили при подрывах уничтожаются почти полностью. В отличие от бронированных машин, ISV не имеет даже минимальной противоминной защиты. Эргономика также вызвала критику. В первоначальных версиях солдаты жаловались на неудобные сиденья и плохо размещённое снаряжение. Отсутствие стандартных креплений для оружия вынуждало пехотинцев держать его на коленях во время движения. С размещением радиооборудования тоже были проблемы. Стоимость – ещё один камень преткновения.
Цена одного ISV сопоставима со стоимостью бронированного Humvee, при том что последний обеспечивает хотя бы минимальную защиту от пуль и осколков. Всё это вызывает закономерные вопросы и ставит под сомнение существование проекта.



