Первые два послевоенных десятилетия XX века отметились бурным ростом автомобильной промышленности. В это время все страны мира старались создать как можно больше доступных, действительно «народных» автомобилей. Ведь повсеместная автомобилизация населения сулила бурный рост и активное развитие ранее не существовавшего сегмента потребительского рынка. Впрочем, все это не мешало конструкторам проектировать и откровенно странные вещи.
Обуздание атомной энергии. Разгар холодной войны. Начало освоения космоса. 1950-е годы были богаты на события. Несмотря на все «но», тогда человечество жило днем завтрашним. Грезило о новом дивном мире и заселении космоса. Хотя в действительности, главным двигателем прогресса (как и всегда), стали вовсе не наивные мечты молодых инженеров и ученых, а прагматичная нужда целых государств перед страхом новой тотальной войны.
Многие люди даже не представляют себе, насколько тесно связаны между собой гражданский и военный сектора экономики. Особенно, насколько тесно в этом отношении переплетается наука и промышленность. Именно благодаря достижениям американской науки и военной промышленности на свет появился откровенно странный автомобиль на воздушной подушке Curtiss-Wright Model 2500 Air Car. И хотя проект, забегая вперед, в конечном итоге свернули, уже сама идея достойна к себе внимания.
Необычная машина стала побочным результатом одной военной разработки. Американские промышленники всеми силами старались обеспечить своей стране превосходство на поле боя в войне будущего. На свет «Air Car» появился в 1959 году. Создали ее инженеры авиационной компании Curtiss-Wright, которая до этого выиграла тендер Министерства обороны на создание универсального транспортного средства, способного двигаться с более-менее одинаковой скоростью и по суше, и по воде.
Конечно же, речь шла о создании машины на воздушной подушке. Однако, на момент 1959 года данная технология была совсем молодой и почти новаторской. Шли к ней инженеры фактически в слепую. В качестве двигателей были использованы два 180-сильный авиационных мотора «Lycoming», которые нагнетали воздух под днище транспортного средства. Благодаря им, машина поднималась на 38 см над уровнем земли и могла при этом нести нагрузку до 450 кг. Кузов купе был выполнен в лучших традициях тогдашнего американского автомобильного дизайна.
Поворачивала машина за счет нескольких воздушных сопл, которые направлялись в разные стороны за счет вполне привычных вращений руля. При весе в 1.2 тонны, автомобиль на воздушной подушке разгонялся до 60 км/ч вне зависимости от поверхности, на которой он находился. Всего было сделано два экспериментальных образца. Впрочем, закончилась их история уже в 1960 году, когда производственная комиссия завода признала автомобиль малопригодным для «американских реалий». Из-за бюрократических интриг, а также крайне высокой стоимости производства, Model 2500 Air Car было решено не выпускать даже в ограниченный тираж.
В продолжение темы читайте про то, как журналисты устроили «Шаману» испытание на прочность и выносливость.