В середине 1980-х годов в СССР вновь назрел тот момент, когда высшие государственные чины захотели сменить «главный лимузин». На тот момент пятиместный ЗИЛ-41041 уже устарел, а потому конструкторскому отделу предприятия было поручено создать новую машину. Поговаривают, что распоряжение об этом пришло с самого верха, якобы такую задачу поставил лично первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев.
Работы над новым автомобилем начали в 1985 году. В качестве образца был выбран новенький Rolls-Royce Silver Spirit. Уже в 1988 году шестой цех ЗиЛа предоставил сразу два опытных образца. Первый был выкрашен в черный цвет, а второй в золотистый. Машины получили прозвища «Мишка» и «Райка».
В тот год планировалось, что на базе нового ЗиЛ-4102 со временем будет создано целое семейство разнообразных авто. Позиционировалась машина, как более «демократичное» транспортное средство, относительного своего «чопорного» предшественника.
В отличие от всех предыдущих советских лимузинов ЗиЛ-4102 не имел рамы. Многие элементы в авто были сделаны из стеклопластика, например бампера, крышка багажника, панели крыши и пола, а также капот. Очень интересным решением было дублирование отдельных узлов и агрегатов машины. Так, в ЗиЛ-4102 было сразу два аккумулятора, две системы зажигания, два бензонасоса и даже дублированная тормозная система.
В движение автомобиль приводился V-образным 8-цилиндровым силовым агрегатом ЗИЛ-4104. Рабочий объем мотора составлял 7.68 литров, а выходящая мощность достигала 315 лошадиных сил. Работал мотор вкупе с автоматической трансмиссией. До 100 км/ч новинка разгонялась за 10.5 секунд. Это стало возможным за счет сокращения массы авто, которое достигалось благодаря использованию современных материалов. При движении на скорости в 90 км/ч машина потребляла около 18 литров топлива на 100 км. При скорости в 120 км/ч – 21 литр.
Закончилась история 4102-го печальной. Автомобиль показали Горбачеву. Руководителю страны машина пришлась совсем не по вкусу. Сначала инженеры надеялись доработать свое творение, однако денег на внесение изменений тогда найти не удалось.
Спустя некоторое время о проекте и вовсе все забыли, а потом он был закрыт окончательно. До наших дней сохранился только один седан, который в данный момент стоит в музее.
В продолжение темы есть еще вот такая подборка крутых ЗИЛовских прототипов, которые были незаслуженно позабыты в наше время.