«Догонялки»: Автомобили отечественного КГБ

Автомобили для силовых структур и спецслужб всегда отличались от своих гражданских аналогов, и советские машины не были исключением. Они не бросались в глаза и имели одинаковый с серийными моделями внешний вид, но могли полностью отличаться своим оснащением. В скорости они должны были соперничать с зарубежными машинами, поэтому им под капот ставили более мощные двигатели, за что их и называли «догонялками».

ГАЗ-31013

Параллельно с ГАЗ-24 Горьковский автомобильный завод работал ещё над одной моделью, ГАЗ-3102. Автомобили вышли в свет одновременно, но последний не предназначался для широкого покупателя. Это был служебный автомобиль, и поставлялся он в разнообразные ведомства. Инженеры использовали в нём все доступные им достижения отечественного автопрома. Специально для силовых структур и спецведомств выпустили версию ГАЗ-31013. Она отличалась более мощным двигателем в 220 лошадиных сил, усиленной подвеской, способной выдерживать повышенные нагрузки, усилителем руля и передними дисковыми тормозами. Машиной активно пользовались сотрудники КГБ.

К середине 1990-х выпуск этой версии прекратился, а развивать её дальше никто не собирался. Уже с самого выхода в свет эта «догонялка» безнадёжно отстала от своих зарубежных аналогов. Эта машина оказалась последней для КГБ и ненадолго пережила саму спецслужбу.

Модификации ГАЗ-24

ГАЗ-24 «Волга» пользовалась в своё время заслуженной популярностью. Пользовались ею и в спецслужбах, для чего были сделаны целых две модификации. ГАЗ-24-24 была классической «догонялкой», она ничем не выделялась из остальной массы автомобилей, а зачастую «маскировалась» под личиной машины такси или простого универсала. ГАЗ-24-25 была парадной версией, её использовали для сопровождения кортежей. Её отличительной внешней чертой стала более броская отделка хромом.

Эти автомобили оснащались мотором от «Чайки» мощностью 195 лошадиных сил. При этом для ГАЗ-24-24 двигатель пришлось несколько переделывать, чтобы разместить его в «Волге» вместе с рулевым механизмом и гидроусилителем. В последствии серийную «двадцать четвёртую» модернизировали и выпустили ГАЗ-24-10. Эту модель тоже потом использовали спецслужбы, в неё устанавливали передние дисковые тормоза и мотор мощностью 195 лошадиных сил. Также выпускался вариант с мотором, форсированным до 220 «лошадей».

ГАЗ-23

Разработкой первой «догонялки» на основе «Волги» вплотную занялись в 1959 году. Основой для неё стал ГАЗ-21. Серийный автомобиль комплектовался четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2,4 литра и мощностью 65 лошадиных сил. «21-й» стал первым автомобилем, под капот которого смогли вместить более мощный V8 от «Чайки». Его мощность составляла 195 лошадиных сил, что в то время было чем-то невероятным для машины, не созданной для быстрой езды. На самом деле, эти двигатели устанавливали на военную технику, где требуется повышенная мощность и проходимость.

Для того, чтобы поместить в ГАЗ-21 двигатель V8 и трёхступенчатый автомат, конструкторам пришлось внести минимальные изменения. В основном они касались некоторого усовершенствования двигателя и выпускной системы. Часть усилий была направлена на то, чтобы сделать автомобиль более похожим на оригинал. Инженеры также усилили конструкцию кузова и подвески, ведь им приходилось выдерживать трёхкратно увеличенную мощность. Согласно изменениям, сделанным на заводе, максимальная скорость машины составила 160 км/ч. О скорости её разгона информации нет, но по косвенным данным можно предположить, что до «сотни» ГАЗ-23 разгонялся за 16 секунд, в то время как оригинальному автомобилю с меньшим весом на это требовалось 34 секунды.

Мощная «Победа»

Созданием «догонялки» ознаменовалось и возникновение КГБ. Новоиспечённая государственная структура захотела собственный автомобиль для спецопераций вместо ранее использовавшихся трофейных. По специальному заказу на Горьковском автомобильном заводе разработали «прокачанную» версию «Победы». Изначально она выпускалась с четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2,1 литра и мощностью всего 50 лошадиных сил, который установили для снижения расхода топлива.

Новая «Победа» М20Г оснащалась шестицилиндровым двигателем от ЗИМа, использовавшимся партийными работниками. Он выдавал 90 лошадиных сил и смог существенно повысить характеристики автомобиля. Его максимальная скорость составила 130 км/ч, а разгоняться он стал на треть быстрее.

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» выпускался в различных модификациях, в том числе и на экспорт. Некоторые из моделей так и не добрались до конвейера, к примеру, ГАЗ-24-95, советский премиальный кроссовер.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓