Покупка автомобиля с пробегом — это лучший шанс сэкономить деньги. Правда, так бывает не всегда. Некоторые машины в процессе своей эксплуатации оказываются настолько дорогими, что в буквальном смысле слова вытягивают из водителя последние средства.
Как это работает?
На вторичном авторынке представлено очень много моделей, от совсем бюджетных до дорогих. Самое же интересное, что не всегда изначально дорогая модель стоит дорого. За вполне приемлемые средства можно приобрести презентабельного вида машину, интересную и весьма популярную, но её обслуживание обойдётся владельцу в очень круглую сумму. Впрочем, бывает и наоборот: недорогая машина в итоге вытягивает на себя неимоверное количество денег.
В стоимость содержания автомобиля входит не только техническое обслуживание, хоть и оно может обходиться недёшево: оригинальные расходные материалы стоят немало денег. Сюда также следует включить каждый ремонт автомобиля, и вот здесь ситуация двоякая. Согласно статистическим исследованиям российских компаний, самыми дорогими в обслуживании автомобилями оказались Suzuki, Toyota, Mazda, Volkswagen, Peugeot, Mitsubishi и Honda. Причём это связано как с дорогим техническим обслуживанием, так и с дорогими деталями. Противовес им могут составить корейские автомобили: детали для них стоят дешевле, но ломаются они гораздо чаще. Поэтому ещё большой вопрос, какую машину дешевле содержать: бюджетную или не очень.
Со вторичным автомобильным рынком особая ситуация: здесь очень многое зависит от предыдущих хозяев. И цена содержания определённой модели может намного превышать стоимость эксплуатации точно такого же нового автомобиля. Яркий тому пример — британский внедорожник Range Rover.
Range Rover
Удивительно, но у этого внедорожника очень много врождённых технических проблем. Например, с двигателями, которые не хотят нормально работать, несмотря на все прилагаемые усилия. За ними идёт пятиступенчатая коробка передач, работающая на износ со всеми вытекающими последствиями. Часто возникают поломки в пневматической подвеске, что требует замены дорогостоящего оборудования. Да и защита кузова могла бы быть получше. Со временем эти и многие другие проблемы, оставленные без внимания владельцами, перерастают в нечто более серьёзное. Дело доходит до того, что машину либо продают по бросовой цене, либо просто выкидывают на свалку, потому как ремонтировать её не имеет никакого смысла.
Toyota Land Cruiser 200
Внедорожник Toyota Land Cruiser 200 тоже не так прост, как кажется. На вторичном автомобильном рынке предложений о его продаже довольно много, причём на некоторые из машин цена весьма символичная. Причина тому простая — у этого автомобиля тоже есть много проблем. Они требуют постоянного внимания, но не всегда его получают, и результат очевиден. У этого внедорожника есть очень много наследственных проблем, которые производитель так и не удосужился решить. Поэтому у представленных на вторичном рынке автомобилей присутствуют проблемы с двигателем, трансмиссией, коробкой передач, полным приводом и кузовом. Например, в некоторых местах на металле может быть ржавчина, дизельные двигатели часто страдают масложором, бензиновые имеют очень большой расход топлива, часто наблюдаются неисправности в гидроподвеске, а в более ранних моделях едва ли не рассыпается полный привод. Конечно, те, кто регулярно заботится о изначально новой машине, могут и не увидеть подобных проблем, но таких внедорожников на вторичном рынке не так уж и много. Знающие люди вообще советуют тщательно осматривать внедорожник перед покупкой в автосервисе.
BMW
По мнению немалого числа критиков, общее качество автомобилей BMW за последние 10 лет несколько снизилось. Специалисты сходятся во мнении, что тому есть три причины: усложнение конструкции двигателей, попытки выжать из них максимум мощности и использование огромного количества сложной электроники. Чем сложнее двигатель, тем больше в нём деталей, тем больше вероятность выхода его из строя, особенно при превышении номинальных условий эксплуатации. С двигателями есть ещё один неприятный момент — это попытки придерживаться новомодных экологических требований, то есть уменьшить объём мотора ради уменьшения количества выбросов, но при этом сохранить мощность на том же уровне. Это значит, что новый мотор будет работать на пределе своих возможностей, а срок его эксплуатации значительно снизится. Самое же главное, что это относится ко всем автомобилям немецкой марки, выпущенным за последние 10 лет.
Единственный способ сохранить машину в более или менее приемлемом состоянии — кататься на ней в щадящем режиме. То есть нельзя превышать скорость, рвать с места на светофоре, гонять наперегонки или пытаться достичь максимальной скорости на автобане. Всё это неизбежно снижает ресурс двигателя, да и остальных частей. Именно поэтому на вторичном рынке невозможно купить абсолютно рабочую BMW без серьёзных недостатков, поскольку совершенно непонятно, как её использовали. В таких случаях все покупки делаются исключительно через автосервис.
Современная электроника в оснащении — это отдельная история. Практически все системы BMW управляются электронными блоками, которая попутно контролирует их состояние с помощью датчиков. Проблема же в том, что электроника слишком сложная и может выйти из строя в любой момент, особенно в сложных условиях эксплуатации, например в России. Ремонт и замена электронных блоков стоит очень дорого, очень часто выходят из строя разнообразные датчики, и они тоже не дешёвые. В итоге любая проблема с электроникой ощутимо бьёт по карману водителя, а таких проблем появляется много, особенно если автомобиль далеко не новый.
Конечно, многое зависит от того, насколько предыдущий владелец бережно относился к своей машине. Если он за ней периодически ухаживал и не допускал работу в экстремальных режимах, то есть все шансы приобрести более или менее живой автомобиль. Правда, из этой картины выбиваются некоторые модели, например BMW X3. Хоть этот кроссовер и не пользовался слишком большой популярностью в России, он успел прославиться благодаря нескольким специфическим проблемам. Одна из них — стеклянная панорамная крыша, которая не выдерживала испытание суровой российской погодой и могла треснуть в любой момент от перепадов температуры. К тому же лакокрасочное покрытие было плохо предназначено для местных дорожных реалий, оно плохо защищало от агрессивных реагентов, дождя и постоянной слякоти зимой. Автоматическая коробка передач оказалась очень требовательна к техническому обслуживанию, и пропущенная замена масла приводила к большим проблемам. Двигатель, в свою очередь, был очень чувствительным к стилю вождения владельца, если тот любил быструю езду, у мотора показывался большой букет проблем. А в итоге приобрести BMW X3 с пробегом можно, лишь точно зная его детальную историю, включая ремонты, график технического обслуживания и возможные замены оборудования. Если новый владелец не обращал внимания на такие мелочи, на восстановление своей новой машины он мог потратить немалые суммы.
Наверное, самыми дорогими в эксплуатации автомобилями являются «настоящие мужские игрушки» — дорогие и иногда довольно редкие машины.