Бронемобиль Guinness – броневик из пивного чана

Добротная военная техника, выпущенная серийно на ведущих предприятиях – гордость и достижение военно-промышленного комплекса любой страны. В них вкладывают современные технологии и последние разработки, достигая высокой эффективности в бою. Тем не менее на поле боя зачастую используется и «самопал», если к этому вынуждает текущая ситуация и явный недостаток техники. Первой же зафиксированным в истории самодельной военной машиной был «пивной» бронетранспортёр.

Гантраки

Даже сейчас нехватка военной техники во время вооружённых конфликтов – обычное явление. При этом в ход идут обычные гражданские автомобили, которые никогда не были предназначены для участия в боевых действиях. В руках инженеров, механиков и обычных военных они быстро утрачивают свой первозданный облик и обретают новые черты с дополнительным бронированием и свежеустановленным вооружением. Подобные машины стали называть «гантраками», а использовались они во многих конфликтах, поскольку сделать их было гораздо проще, чем получить новую военную технику.

В прошлом гантраки использовались войсками многих стран. В частности, во время Второй мировой войны в Великобритании для обороны аэродромов от возможных налётов немецкой авиации использовали грузовики, бронированные при помощи бетонных плит. В стране была острая нехватка стали, поэтому военные прибегли к такому вот неординарному решению.

В то же время войска союзников, занятые в Северной Африке, частенько переделывали внедорожники Willys MB и лёгкие полноприводные грузовики. Они устанавливали на них артиллерийские орудия и получали таким образом САУ. Правда, идея оказалась плохой, поскольку у новоявленных самоходных орудий полностью отсутствовало хоть какое-то бронирование, и личный состав оказывался полностью беззащитен.

В Советском Союзе тоже была такая практика, хоть и в гораздо меньших масштабах. К делу подходили основательно и на базе грузовиков создавали настоящие бронетранспортёры. Их обшивали бронелистами, а из вооружения устанавливали различные пулемёты и даже артиллерийские орудия калибром 45 миллиметров.

Самый первый гантрак

Считается, что история гантраков началась в первой половине ХХ века в Ирландии, которая и сейчас славится своими радикалами, ратующими за независимость страны от Великобритании. К 1916 году радикальное движение набрало обороты и в Дублине, столице Ирландии, вспыхнуло восстание. Протестующих оказалось на удивление много. Хоть оружия у них практически не было, но британский гарнизон ничего не смог с ними сделать из-за своей малочисленности. Восставшим при помощи подручных средств удалось быстро справиться с немногими имеющимися солдатами регулярной армии, а оставшиеся ретировались.

Впрочем, ушли они ненадолго. Им всего лишь нужно было дождаться подкрепления, чтобы нарастить численность и добиться перевеса. Личный состав прибыл быстро, оставалось только дождаться подхода бронированной техники, без которой уличные бои грозили затянуться и перерасти в побоище с большими потерями с обеих сторон. К сожалению, тяжёлые военные машины не могли передвигаться так быстро, они задерживались, а в это время повстанцы вооружались и оборудовали защитные позиции.

Командование предвидело большие проблемы в том случае, если повстанцам удастся как следует закрепиться в городе, поэтому было решено не ждать подхода бронетехники, а использовать то, что было под рукой. Расположившиеся в соседнем городе Инчикоре механики из третьего кавалерийского полка быстро нашли выход.

Они использовали грузовики Daimler, экспроприированные на местном пивоваренном заводе Guinness. Сами грузовики ничем особенным не отличались, он не были даже полноприводными, их активно использовали для перевозки готового пива и доставки сырья на завод. Они и послужили основой для будущих броневиков Guinness armored lorry, как их назвали впоследствии.

Специалисты для начала избавились от кузова и оставили только грузовую платформу. Двери и двигательный отсек защитили при помощи железных листов, закрепив их поверх кузова, а вот в качестве бронекапсулы использовали котёл с той же самой пивоварни. Его установили на грузовую платформу, а в боковых стенках вырезали бойницы, через которые можно было вести огонь. Всего изготовили три броневика, два из них оснащались «пивными» бронекапсулами, а третий комплектовался фургоном из листового железа.

Конструкция оказалась настолько простой, что все три машины подготовили всего лишь за десять часов. К этому моменту военным удалось силы, двадцатикратно превышающие повстанцев, и при поддержке артиллерии начали штурм города. После того как восстание было подавлено, грузовики привели в исходное состояние и вернули на завод.

Если в военное время совершенно мирную технику превращают в боевую, то в мирное поступают наоборот: старые и списанные бронетранспортёры переоборудуются в отличные и комфортабельные вездеходы для рыбалки и охоты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓