
В мире автомобилей есть серийные модели, а есть — единственные в своём роде. Таким уникумом стал роскошный универсал, построенный в середине 1970-х на базе флагманского Mercedes-Benz W116. Сам концерн никогда не выпускал длинные версии своего S-класса, считая это неподобающим для статуса флагмана, но шведский автодилер Хокан Заль мыслил иначе. Он мечтал о просторном, элегантном и эксклюзивном автомобиле для всей семьи и в итоге создал автомобиль-легенду, которым ценители восхищаются до сих пор.
Почему Mercedes не делал универсалов в 70-е
Mercedes-Benz в 1970-е годы культивировал образ производителя солидных, технологичных и безупречно сконструированных автомобилей. Флагманская линейка W116 олицетворяла этот подход, предлагая клиентам инновации вроде антиблокировочной системы (ABS) и продуманной безопасности. Кузов же универсал оставался для инженеров из Штутгарта табу. Руководство бренда считало, что грузопассажирский вариант кузова неуместен для высшего сегмента, так как ассоциируется с практичностью, а не с роскошью. Престиж строился на классических трёхобъёмных седанах.
Технические сложности лишь укрепляли эту позицию. Несущий кузов W116, не рассчитанный на изначально другую геометрию, потребовал бы масштабных переделок для создания универсала. Инженерам пришлось бы полностью переделывать заднюю часть, а также усиливать пол и боковины, чтобы компенсировать потерю жёсткости. Такие изменения неминуемо повлияли бы на управляемость, плавность хода и долговечность, а это были ключевые достоинства оригинала. В то время как конкуренты вроде Audi или Volvo экспериментировали с универсалами в среднем классе, Mercedes берег репутацию флагмана.
Исторический контекст тоже играл роль. В середине 1970-х даже среди премиальных марок универсалы оставались редкостью. BMW 5-й серии в кузове туринг появится лишь спустя десятилетие, а британские производители вроде Jaguar вообще не рассматривали такой вариант. Мир люксовых автомобилей вращался вокруг седанов и купе. Именно этот консервативный подход и предстояло изменить частному заказчику из Швеции, который видел в универсале новый формат элиты.
Мечта шведского дилера
За новой и уникальной в своём роде машиной стоял влиятельный автобизнесмен Хокан Заль, эксклюзивный дилер Mercedes-Benz в шведском городе Эскильстуна. Он имел безупречную репутацию и отлично разбирался в психологии клиентов, среди которых были аристократы, топ-менеджеры и звёзды шоу-бизнеса. Заль не просто продавал автомобили, он формировал автомобильную культуру Швеции, предугадывая и даже создавая желания своих придирчивых покупателей. И в какой-то момент он захотел иметь идеальный семейный автомобиль, которого больше ни у кого не было.
Идея эта – своеобразная смесь практичности и эстетики. Будучи семьянином, Заль ценил простор и удобство, но как ценитель прекрасного не желал жертвовать элегантностью линий W116. Стандартные универсалы других марок казались ему слишком грубыми, а просьбы клиентов о подобных автомобилях лишь подтверждали существование ниши для роскошного универсала. Он задумал машину, которая сохранила бы статусность S-класса, но обладала бы функциональностью, недоступной обычным седанам. Это должен был быть автомобиль для загородных поездок с семьёй и перевозки багажа.
Правда, её воплощение потребовало большого дипломатического таланта. Заль обратился непосредственно к руководству Mercedes-Benz с нестандартным запросом: приобрести новый кузов W116 без задней части. После переговоров немецкая сторона, известная своим консерватизмом, сделала исключение для уважаемого партнёра. На заводе в Зиндельфингене для него подготовили так называемый «полуфабрикат» — кузов без задних крыльев и стёкол, который отправили в Швецию для окончательной сборки. Этот шаг со стороны концерна был беспрецедентным и демонстрировал особое доверие к шведскому дилеру.
Как превращали седан в универсал
Чтобы превратить седана в универсал, понадобилось приложить немало усилий и провести по-настоящему ювелирную работу. Над уникальным заказом трудилось кузовное ателье Nilsson Special Vehicles, имевшее опыт создания лимузинов и кабриолетов на базе Mercedes. Мастера аккуратно разрезали стандартный кузов за стойками крыши, сохранив геометрию основания. Новую удлинённую крышу изготовили из стали, тщательно подгоняя её изгибы к характерному профилю W116. Самым сложным элементом стала массивная подъёмная дверь — её конструкцию рассчитали так, чтобы обеспечить максимальный проём для погрузки при сохранении жёсткости кузова.
Инженеры усилили пороги и пол в задней части, создав дополнительный силовой каркас. Без этого шага кузов неизбежно начал бы скрипеть и деформироваться на местных дорогах, которые ровными никак не назовешь. Также для сохранения заводского уровня комфорта потребовалась тонкая настройка подвески, пружины и амортизаторы подобрали с учётом возросшей грузоподъёмности. Все работы выполнялись вручную, с постоянным контролем соответствия оригинальным стандартам Mercedes. Даже система освещения задней двери была интегрирована в штатную электропроводку без видимых изменений.
Результат превзошёл все ожидания. Универсал сохранил узнаваемый стиль оригинала, получив при этом удлинённую линию крыши. Откидная дверь с газовыми упорами открывала доступ к просторному багажному отделению, отделанному дорогим ковром. Все хромированные молдинги, фонари и даже дверные ручки остались штатными, лишь внимательный наблюдатель мог заметить уникальность автомобиля. Интерьер, включая знаменитые велюровые кресла и деревянную отделку, сохранился без изменений, подчёркивая принадлежность к высшему классу.
Что стало с единственным в мире W116 Universal
Автомобиль на протяжении многих лет верно служил семье Хокана Заля, объездив всю Швецию и став неотъемлемой частью их жизни. Он сочетал в себе повседневную практичность для семейных поездок и статус передового автомобиля, вызывавшего восхищение на каждом шагу. После завершения эксплуатации универсал превратили в желанный экспонат для коллекционеров раритетных Mercedes-Benz.
На сегодняшний день этот единственный в мире W116 Universal находится практически в идеальном состоянии и выполняет роль экспоната в частной шведской коллекции. Его история полностью документирована, а подлинность подтверждена как архивными записями Mercedes-Benz, так и свидетельствами семьи Заль. Техническое и косметическое состояние автомобиля постоянно поддерживают квалифицированные специалисты, а также его периодически вывозят для участия в престижных выставках ретро-автомобилей, где он неизменно привлекает внимание ценителей и экспертов.
Хоть Mercedes-Benz никогда официально и не выпускал универсалы на базе W116, сама идея роскошного универсала высшего класса оказалась провидческой. Спустя годы концерн представил собственные модели S-класса в кузове универсал — сначала штучные проекты, а затем и серийные Mercedes-Maybach Virgil Abloh.
Впоследствии универсалы стали очень популярными среди тех, кто ценит просторный салон и вместительный багажник, а некоторые вообще стали снабжать этим кузовом совсем неподходящие модели. В ряде случаев жертвами становились даже спортивные автомобили.