После появления автомобилей возникла потребность их эвакуации. Специализированные машины повышенной грузоподъемности и оснащенные подъемными механизмами развивались вместе с автомобилестроением.
Изначально эвакуаторы имели совсем не такой вид и устройство. Но с развитием автомобилестроения конструкции эвакуационных транспортных средств постоянно совершенствовались.
Первый эвакуатор REO Model F Speed Wagon Tow Truck
В начале ХХ века автомобили начали массово входить в жизнь человека. Их необходимо было обслуживать и ремонтировать. Однако иногда случалось так, что автомобиль необходимо было доставить из одного места в другое для ремонта и замены деталей. Это привело к созданию специализированной техники для транспортировки машин – эвакуаторов.
Первым из транспортировочных автомобилей является REO Model F Speed Wagon Tow Truck. Это транспортное средство является своего рода «отцом» в данной нише автомобилей.
REO Speed Wagon был легким и быстрым маленьким грузовиком, который пользовался особой популярностью в США вплоть до Второй мировой войны. На его базе создавались небольшие автобусы, пикапы, пожарные машины и эвакуаторы.
Эвакуатор не имел крыши и был оснащен лебедкой, крюком и тросом, которые крепились на деревянной раме. Это позволяло ему без проблем перевозить автомобили из одного места в другое. Его конструкцию сложно назвать совершенной, однако по меркам своего времени это была отличная машина.
Специализированная модель AA Holmes Wrecker от компании Ford
Основатель компании Ford – изобретатель Генри Форд прекрасно понимал, что увеличение количества автомобилей на дорогах неизменно приведет к тому, что машины необходимо будет перевозить в ремонтные цеха в случае поломки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первый серийный эвакуатор появился именно на заводе компании Ford.
Конструкция специализированного автомобиля Model AA Holmes Wrecker была более совершенной, если сравнивать ее с машиной REO Model F Speed Wagon Tow Truck. Вместо деревянных балок на автомобиле компании Ford были установлены железные трубы. Благодаря стальному тросу, подъем и транспортировка поломанного автомобиля стала более безопасной.
Подъем буксируемого автомобиля осуществлялся за счет специального механизма, основанного на механизме с зубчатым зацеплением. Это в значительной степени упрощало работу водителя эвакуатора.
Советский эвакуатор ГАЗ-АА
В СССР также были свои эвакуаторы. Только они изготавливались из автомобиля ГАЗ-АА созданного в Нижегородском, а позднее Горьковском автозаводе.
Эвакуатор ГАЗ-АА являлся среднетоннажным грузовым автомобилем способным перевозить на себе вес до 1,5 тон. Вполне возможно, что именно из-за тих характеристик он и был выбран в качестве основы для эвакуатора.
Модернизированная версия грузового автомобиля имела 3 оси. В качестве силового агрегата использовался бензиновый двигатель мощностью 70 лошадиных сил. Благодаря ему эвакуатор мог развивать скорость до 70 км в час.
Немецкий эвакуатор-транспортер Mercedes-Benz
Период после окончания второй мировой войны является одним из самых значимых в истории автомобилестроения. После того как в Европе и США наступил мир, многие производители автомобилей начали активно наращивать темпы производства машин, смело экспериментируя над созданием новых видов транспортных средств.
Особый толчок в развитии получили и автогонки. В Начале 1950 годов глава гоночной команды компании Mercedes попросил департамент по дизайну создать специализированный автомобиль. Он был необходим для доставки различных видов запчастей либо собранного гоночного болида прямо на гоночный трек.
В результате просьбы руководителя гоночной команды Mercedes – Альфреда Нойбауэра был создан эвакуатор-транспортер Rennwagen-Schnelltransporter. Данный автомобиль существовал в одном экземпляре. С установленным на борт гоночным автомобилем, немецкий эвакуатор мог развивать скорость до 160 км/ч.
Современный автомобиль службы эвакуации Opel Movano Jotha Car Carrier Truck
В 1998 году немецкая компания Opel начала производство микроавтобусов Movano, на основе которых впоследствии были созданы грузовые машины и эвакуаторы.
Ярким представителем новой эры эвакуаторов конца ХХ начала XXI столетия стал Movano Jotha Car Carrier Truck. Машина была оснащены специальной выдвижной платформой. Она выдвигалась и опускалась на землю при помощи нескольких поршней. Подъем автомобиля на борт эвакуатора производился при помощи электрической лебедки.
Благодаря технологиям концы ХХ века эксплуатация эвакуаторов не требовала от водителя каких-либо усилий. В то же время эти специализированные транспортные средства обрели четкие очертания и определенного рода стандарты, которые прослеживаются в их конструкциях по сей день.