В силу огромной популярности японского внедорожника его название давно стало нарицательным, а производитель всеми силами старается поддерживать такой статус. Сложно встретить того, кто не слышал о Toyota Land Cruiser, не хотел бы им владеть или хотя бы посидеть за рулём. Трудно себе представить, но известная во всём мире японская торговая марка появилась в своё время лишь благодаря американским войскам и стечению обстоятельств.
Попытка №1
По итогам не так давно закончившейся Второй мировой войны, в 1950 году Япония была занята американскими войсками. Правительство, как могло, пыталось развить собственную промышленность, поскольку полностью зависело от поставок техники. Поэтому американский заказ для местного производителя Toyota на разработку и выпуск внедорожника для армейских нужд пришёл очень вовремя. Причиной же тому стала разгоревшаяся война с Кореей.
В 1951 году Toyota подготовила к испытаниям первый прототип, получивший название Jeep BJ. Внедорожник собирали буквально из того, что было под рукой. На это однозначно указывает его несколько непрезентабельный внешний вид, но несмотря на своё происхождение, на ходу он оказался более чем хорош. В основу его легло шасси от SB, однотонного грузовика сборки 1947 г., также как и часть других деталей. В итоге это намного повысило надёжность внедорожника. 82-сильный шестицилиндровый двигатель и трансмиссия тоже достались по наследству вместе с шасси. Солидный клиренс, тяговитый двигатель и полный привод позволили Toyota Jeep BJ на испытаниях подняться высоко по склону горы Фудзи.
С 1953 года Jeep BJ выпускался серийно, а в 1954 году производитель внезапно сменил его название. Всё дело было в претензии, которую предъявила Willys Company, она заключалась в названии, использовавшемся для внедорожника: Jeep – зарегистрированная торговая марка. Поэтому Ханджи Умехара, технологический директор Toyota, недолго думая, переименовал его в Land Cruiser, чтобы было созвучно названию британского внедорожника Land Rover. Именно его японский производитель считал основным конкурентом и собирался потеснить с рынка. Так родилась торговая марка, впоследствии ставшая известной по всему миру.
Цивильные версии
Внедорожник получился настолько многообещающим, что следующую генерацию производитель подготовил с рекордной расторопностью. В 1955 году на рынок, в том числе и американский, вышла серия Land Cruiser J20, выгодно отличавшаяся от предшественника. Автомобиль обзавёлся улучшенным дизайном и многочисленными модификациями с разной длиной колёсной базы и силовыми установками.
Через три года началось производство и продажи в Бразилии и Австралии, а местные жители в полной мере оценили внедорожные качества J20. Для остального мира это оказалось отличной рекламой, поскольку выдержать эксплуатацию в таких условиях мог далеко не каждый автомобиль. Здесь новый внедорожник смог несколько потеснить Land Rover, имея лучшую силовую установку и более комфортабельный салон.
Вышедшая в 1960 году 40-я серия стала откровением для всех почитателей внедорожной техники. Именно её можно назвать той отправной точкой, после которой внедорожник Land Cruiser стал действительно популярным. Он выпускался до 1984 года и за это время успел стать иконой для многочисленных автолюбителей.
После ухода 40-й серии место вакантным не осталось. Её усовершенствовали, увеличили число модификаций и уже в 1984 году выпустили Land Cruiser 70 Series. 70-ка стала отличной заменой предшественнице и прославилась, побывав в такой глухомани, куда многие другие автомобили не смогут даже доехать. В это семейство входят пикапы, универсал и специальная модификация Troop Carrier для тех, кто собирается в самые гиблые уголки мира. Именно на этой версии будет основан ставший впоследствии знаменитым Land Cruiser Prado 90. Его выпустят в 1996 году, чтобы он составил конкуренцию внедорожнику от Mitsubishi.
Ранее, в 1967 году, произошёл очередной переломный момент, открывший новое направление в работе компании Toyota: вышел в свет универсал Land Cruiser J50. Он положил начало ещё одной линейке, которая впоследствии станет крайне популярной. Полноприводный универсал с «понижайкой» оснащался шестицилиндровым двигателем и 3-ступенчатой механической коробкой передач. В 1975 году его усовершенствовали, а в 1980 появился универсал 60-й серии.
Он смог порадовать всех почитателей марки: дизайнеры хорошо поработали над внешним видом, спереди теперь помещались отдельные кресла, в салоне был кондиционер, у руля – гидроусилитель, а под капотом стоял четырёхлитровый турбированный дизель.
Последовавший за 60-й серией внедорожник Land Cruiser J80 сам по себе стал легендой. Под капотом у него был 4,5-литровый двигатель мощностью 215 лошадиных сил, он получил новую пружинную подвеску и постоянный полный привод, оборудованный межосевым дифференциалом. Toyota не стала выпускать многочисленные модификации, их осталось всего две: «люксовая» с откидным задним бортом и для простых людей с распашной пятой дверью.
Дальнейшей эволюцией линейки стала премиальная серия Land Cruiser 100. Внедорожник предназначался для использования в повседневной жизни, на него пересели и жители города, и те, кто немало времени проводит не в столь комфортных условиях. 100-ка получила независимую подвеску на рычагах и торсионах вместо переднего моста, а владельцы некоторых модификаций смогли насладиться гидропневматикой с регулировкой жесткости и дорожного просвета. Под капотом появился 4,7-литровый V8.
Вместе с премиальным Land Cruiser 100 увидела свет 105-я экспедиционная версия. Достаточно брутальный автомобиль был далеко не таким роскошным, но обладал отличными внедорожными качествами. Все его компоненты имели огромный ресурс, что впоследствии сыграло злую шутку с автовладельцами, которые редко проявляли должную заботу о машине. При всём своём отличном виде после длительной эксплуатации без обслуживания внедорожник впоследствии требовал огромных вложений и сил для приведения его в должную техническую норму.
Воплощением всех имевшихся на 2007 год технологий стал Land Cruiser 200. Он сочетал в себе высокий уровень комфорта, большую мощность и солидные технические возможности. Он комплектовался бензиновыми и дизельными двигателями V8 объёмом до 5,7 литра и мощностью до 386 лошадиных сил, а также получил немало электронных помощников и систем, сочетающихся с полученной впоследствии регулируемой гидропневматической подвеской.
Последним стал Land Cruiser 300, вышедший в свет в 2021 году. В нём больше возможностей, больше мощности, более совершенная электроника. Производитель решил учесть сразу все пожелания и создал автомобиль, приспособленный как для бездорожья, так и для города. Внедорожник «похудел» на 200 килограмм, у него снизился и сместился центр тяжести, а подвеску перенастроили.
Конечно, на рынке существует ещё немало внедорожников, среди которых можно подобрать альтернативу Land Cruiser 300, может, не такую хорошую, но более дешёвую.