Грузовик на дороге – явление обыденное, но далеко не все водители знают, как необходимо вести себя рядом с ним. Вождение его имеет свои особенности, без знания которых находиться рядом с грузовиком просто опасно. Отсутствие достаточных познаний в этой области зачастую приводит к авариям, которых можно было бы избежать.
Слепая зона
Водители легковых машин, никогда не бывавшие за рулём грузовика, плохо себе представляют, насколько ограничен обзор из его кабины. Расположение водительского кресла и массивная кабина создают несколько слепых зон, в которые попадают проезжающий транспорт и пешеходы. Первая слепая зона – правая сторона. По правую руку от себя рядом с грузовиком водитель может увидеть немногим больше того, что находится на уровне его глаз. Ехать или идти по правую сторону от грузовой машины – достаточно опасное занятие. Водитель просто не сможет увидеть машину, велосипед или пешехода. Слепые зоны – избитая тема, но об их существовании забывают многие водители, а пешеходы в большинстве своём об их существовании даже не подозревают. Попытки проскочить мимо фуры с правой стороны – нередкое явление. В любом случае ждать от таких попыток ничего хорошего не стоит.
Самая же опасная слепая зона – впереди грузовика. Хоть водитель и смотрит вперёд, ему закрывает обзор кузов автомобиля. Если же грузовик капотный, то перед машиной не видно вообще ничего. Попытки проскочить перед грузовиком в непосредственной близости заканчиваются плохо. Хуже всего приходится тем, кто выскакивает справа. Водитель фуры в таком случае даже не заметит легковую машину, которую переедет. Сочетание мощного двигателя и большой инерции сделают своё дело – въехав в бок легкового автомобиля, водитель ощутит лишь лёгкий толчок и потащит его впереди себя. Хорошо, если на дороге будет кому посигналить.
Держи интервал
Грамотные водители, наученные чужим или своим горьким опытом, всегда стараются соблюдать дистанцию до автомобиля, но совершенно забывают о безопасном интервале. Подобная забывчивость приводит к серьёзным последствиям, если фура начинает вилять на дороге. Причин этому может быть много, а результат один – многотонный удар в боковину нерасторопного автомобиля.
Другим поводом выдерживать интервал является ветер. Большая и тяжёлая еврофура создаёт лишь иллюзию хорошей устойчивости. По сути она является высоким и длинным парусом, на который давит боковой ветер. Даже если сила ветра недостаточна, чтобы опрокинуть фуру, её может сносить в сторону. Многое, конечно же, зависит от центра тяжести и технических характеристик машины, но вряд ли водитель любого автомобиля захочет оказаться рядом в это время.
Внезапная остановка
Для легкового автомобиля резкое торможение – не проблема, если перед ним имеется достаточно свободного пространства и скорость не слишком большая. Это не вызовет у водителя больших проблем. У фуры есть несколько отличий, делающих торможение занятием куда более сложным: имеющийся груз, большая длина и инерция. Во время резкого торможения всё это значительно увеличивает вероятность заноса, его можно избежать с большой долей вероятности только при движении по прямой. В некоторых ситуациях занос может принести гораздо больше вреда, чем возможное столкновение. В любом случае, на остановку фуры понадобится много времени, а тормозной путь может составить от 40 до 60 метров.
Недальновидные водители не принимают этого в расчёт и пытаются тормозить прямо перед фурой. Некоторые это делают специально, чтобы подействовать водителю на нервы, другие же просто не думают о возможных последствиях. Если грузовик не может уйти в сторону, для водителя впередиидущей машины это может закончиться плачевно.
Движение назад
Поездка по зимним дорогам – удовольствие ниже среднего, особенно если приходится ехать в гору. Процесс взбирания может стать ещё опаснее, когда впереди пытается выехать фура. Для грузовика подобный манёвр может оказаться непосильным. Есть вероятность, что грузовой автомобиль потянет назад даже с заблокированными колёсами. К несчастью для всех, кто окажется на дороге сзади, фура при этом начинает складываться, блокируя дорогу остальному транспорту. Спрогнозировать, как именно будет двигаться грузовик, нет никакой возможности. Его может как снести к одной из обочин, так и развернуть поперёк дороги. На достаточно широкой дороге у легкового автомобиля есть шанс проскочить мимо, на узкой безопасный путь всего один – в кювет или на обочину. Это гораздо лучший вариант, чем быть придавленным полуприцепом, который может весить несколько тонн.
Грузовики совершенствуются вместе с остальным транспортом. Вполне возможно, что все они скоро будут работать на электричестве. К примеру, в Германии уже открыли первый в Европе автобан для электрических грузовиков.