Среди всех имеющихся велосипедов фэтбайки занимают особое место. Они притягивают к себе взгляды на улицах, мгновенно становятся центром внимания и уже успели обрасти мифами. Часть из них, конечно, являются правдивыми, и интерес к фэтбайкам более чем оправдан, но к ним нужно подходить с изрядной долей скептицизма.
О фэтбайке
Сама концепция велосипеда существует очень давно, а началось всё, как бы это странно ни звучало, с простейшего самоката в 1817 году. Со временем это новейшее транспортное средство усовершенствовали, и сейчас по дорогам колесит огромное количество велосипедов самых разных видов. Различия между ними появились в попытках приспособить велосипед к конкретным условиям, к примеру, туринговый предназначен для поездок на дальние расстояния и разработан специально для любителей велосипедного туризма. Их видов довольно много, и каждый имеет свои особенности.
Во всём этом разнообразии особняком стоит фэтбайк, обладающий выдающимся внешним видом и качествами. Его отличительная особенность – огромные шины, которые создают впечатление массивности и неповоротливости, а велосипедист на нём больше похож на тракториста. Поскольку велосипед ассоциируется с чем-то более лёгким, все прохожие провождают его взглядом и задают себе вполне закономерный вопрос, а как вообще можно на этом кататься, и не трудно ли крутить педали. На самом деле, такая конструкция выбрана не случайно. Наличие больших колёс, с одной стороны, решает сразу несколько проблем, а с другой, накладывает определённые ограничения.
Когда большие колёса полезны
Главная причина использования широких шин – преодоление неудобных препятствий. У обычного велосипеда есть масса ограничений на передвижение по определённым типам поверхности. Их колёса слишком тонкие, чтобы с ними можно было ездить по подвижным поверхностям, таким как песок или гравий. Мало того, что сцепление узких шин с грунтом слишком слабое, чтобы ехать быстро, так они ещё и проваливаются глубоко, что превращает поездку в настоящее испытание. Широкие шины фэтбайка (отсюда и название, fat (англ.), толстый) успешно решают эту проблему. Их контактная площадь гораздо больше, поэтому они едут по поверхности песка, а не проваливаются в него. С щебнем и с мягким грунтом та же самая история, особенно это чувствуется за городом, если приходится ездить по траве или между деревьями.
Для городских условий такие шины тоже отлично подходят. Благодаря большой ширине ход велосипеда становится более плавным, а поездка очень приятной. Конечно, на фэтбайк не предназначен для высоких скоростей, но он и не является тихоходным, на нём вполне можно хорошо разогнаться. Несмотря на внушительные размеры, ехать на таком велосипеде не сложнее, чем на обычном. Дополнительный бонус – преодоление мелких препятствий, их фэтбайк попросту не замечает, на нём даже бордюры перепрыгивать легче. От фэтбайка есть польза и в холодное время года. Большая площадь соприкосновения с дорогой позволяет колёсам меньше скользить, а также облегчает передвижение по снегу.
Хороший велосипед, но есть нюанс
Фэтбайк может быть очень полезным, но некоторые его владельцы неправильно понимают его предназначение и возможности, из-за чего время от времени случаются неприятные ситуации. Фэтбайк – это не внедорожник, это обычный велосипед, хоть и со слегка улучшенной проходимостью. На нём можно прокатиться по пляжу, заросшей травой поляне или гравийной дорожке, но это ни в коем случае не касается раскисшей земли. Катание по грязи на нём не сулит совершенно ничего хорошего. Широкие шины будут постоянно скользить и погружаться в грязь, и крутить их при этом без мотора очень тяжело. Даже обычный велосипед справляется с такой ситуацией лучше, поскольку его узкие колёса смогут продавить грязь и достичь более или менее твёрдой почвы. Зимой тоже не стоит пользоваться фэтбайком, если снега насыпало очень много. На глубоком снегу эффект тот же самый, что и в грязи: поездка будет стоить громадных усилий. От наката и гололёда его шины не спасают совсем, если они без шипов.
Обращение с фэтбайком тоже требует некоторых навыков, причина всё та же – большие пневматические шины. Самое сложное – правильно их накачать, и тут нужно учитывать, по какой дороге придётся ехать. В городской черте, на асфальтированных дорогах, бетоне и плитке шины можно накачивать не очень сильно, чтобы увеличить сцепление с плоской поверхностью и сделать ход более плавным. Конечно, на управление это не влияет. Поскольку колёса большие. А сам велосипед достаточно тяжёлый, управлять им немного более сложно, чем обычным.
На неровных поверхностях, то есть на грунтовых дорогах или камнях, всё происходит с точностью до наоборот: приспущенные колёса здесь могут стать причиной больших неприятностей. В случае с вездеходом на шинах низкого давления такой подход помогает преодолевать бездорожье, но вот велосипед при этом запросто может скатиться в канаву. Как только приспущенная шина наезжает на препятствие, она деформируется со стороны камня (кочки, ямы, ветки или чего-нибудь ещё), а руль сразу же ведёт в сторону. С непривычки и с недостаточно хорошей реакцией после этого можно сильно расшибиться.
Тем не менее поклонников у фэтбайка более чем достаточно. Несмотря на его повышенную стоимость, излишне большой вес и солидные габариты, эти велосипеды охотно покупают. Причём некоторые это делают исключительно, чтобы покрасоваться на улице и привлечь к себе внимание.
Впрочем, это не самый удивительный в мире велосипед, есть и гораздо интереснее, например, велосипед из золота, выставленный на продажу в Объединённых Арабских Эмиратах.