Грузоперевозки – достаточно сложное дело, даже если всё упаковано в удобные контейнеры и отлично помещается в грузовик. Поэтому транспортировка негабарита всегда становится интересной, объёмной и трудной в исполнении инженерной задачей, на исполнение которой обычно уходит неимоверное количество времени, сил и средств.
Необычные грузы и грузовики
На сегодняшний день во всём мире работает немало компаний, которые специализируются на перевозке сверхтяжёлых и негабаритных грузов. И когда речь заходит о чём-то «сверхтяжёлом» и «негабаритном», имеется в виду нечто весом в сотни, а то и тысячи тонн с габаритами в десятки (сотни) метров. Их невозможно разобрать на части или как-то облегчить, поэтому транспортировка подобных объектов вызывает серьёзные трудности. Характер этих грузов тоже совершенно разный: это может быть промышленная техника, какое-то массивное оборудование, строительные конструкции и даже целые здания.
Расстояние, на которое их перемещают, тоже во многом зависит от размеров и веса. К примеру, грузы весом до четырёхсот тонн можно без особого труда перевезти на расстояние до двухсот километров. Некоторые компании прославились перемещением огромных кораблей, но расстояние при этом невелико – «всего лишь» до нескольких километров. Последние связаны с рядом технических и организационных проблем, например, потом приходится восстанавливать дорожное покрытие, поскольку оно не рассчитано на подобный вес и легко продавливается на глубину в десяток сантиметров, несмотря на использование специальных пневматических катков, распределяющих нагрузку на поверхности.
Для этих целей используются специально сконструированные грузовые платформы, поскольку обычные не смогут выдержать подобных нагрузок. К примеру, их подвеска может компенсировать неровности дороги, чтобы предотвратить случайный крен, который может вылиться в большие неприятности. Конечно, перед этим груз необходимо как-то поместить на платформу, а ещё раньше потребуется решить вопрос с логистикой, ведь придётся ехать по общественным дорогам с их узкими местами, резкими поворотами, под мостами и протянутыми над дорожным полотном коммуникациями. Впрочем, несмотря на множество сложностей, каждый год компании выполняют много подобных заказов.
Газодобывающая платформа
На текущий момент перевозка платформы Troll-A является абсолютным рекордом в транспортировке по морю. Она является «самой-самой» сразу в двух категориях: самая тяжёлая и самая высокая. Её высота составляет 472 метра, причём большая её часть скрыта под водой. При этом её вес составляет 50 миллионов тонн.
Газодобывающую платформу пришлось перевезти со строительной площадки, где занимались её возведением, к месту эксплуатации, которое находится в восьмидесяти километрах от прибрежного города Берген (Норвегия). Для этого инженерам пришлось вычислить её центр тяжести и поместить его ниже поверхности воды, чтобы удержать платформу от опрокидывания. В таком положении её поддерживали с помощью воздушных поплавков. На преодоление, казалось бы, небольшого расстояния десятку буксиров потребовалось целых пять дней, а двигались они со скоростью 1,8 км/ч. В месте назначения платформу опустили на дно и зарыли в него нижнюю её часть.
Самый большой экскаватор
По общему признанию, Bagger 288 является самой большой машиной в мире. Он добывает уголь и грузит его на самосвалы. В своё время его построили в единственном экземпляре, и при высоте в сто метров его вес составляет 13,5 тысячи тонн. Он настолько велик, что для четырёх одновременно работающих операторов на борту пришлось построить кухню и туалет. Он тихо и мирно работал вплоть до февраля 2001 года, кода добыча в открытой шахте была полностью завершена, и его пришлось отправить в другую.
Как подсчитали специалисты, разобрать его и собрать заново было делом хлопотным, долгим и очень дорогим, поэтому его решили перевезти целиком. В итоге, стоило это удовольствие «всего» 6,5 миллиона долларов. Соседняя шахта находилась недалеко, в 22 километрах, но процесс транспортировки занял более семи с половиной месяцев, поскольку перед командой из семидесяти человек появилось очень много проблем. Перевозка настолько большой конструкции потребовала наличия ровного грунта, поэтому пришлось засыпать естественные и искусственные препятствия на местности. К тому же на пути было несколько оживлённых дорог, железнодорожные пути и река. В некоторых местах даже траву пришлось посадить, чтобы облегчить прохождение этих участков.
Газовая турбина
Некоторые отрасли славятся техникой огромных размеров, к ним относится и энергетика. Для выработки электричества здесь используют газовые и парогенераторы, и они могут быть очень велики. Один из таких генераторов разработала компания General Electric. В создании газовой турбины, которая может обеспечить электричеством более полумиллиона домов, использовались передовые технологии и самые современные материалы. Впрочем, это не сделало турбину ни легче, ни меньше.
В 2015 году сборка турбины Harriet была завершена, и её требовалось доставить с завода во французском городе Белфоррте в Бушен. При этом длина маршрута составила 333 километра, а вес груза – 390 тонн. Турбину транспортировали по воде и по суше, на барже и при помощи мощных тягачей. Сложность усугублялась длиной автопоезда – она составляла 109 метров. Ему приходилось ехать по дорогам общего назначения, поэтому весь маршрут согласовали заранее. На его преодоление ушло целых 17 дней.
Грузоперевозки требуют соблюдения определённых правил, чтобы не ставить в опасное положение окружающих, но некоторые на это не обращают внимания.