Китайская автомобильная промышленность развивается огромными темпами, которым может позавидовать любой американский или европейский производитель. Автопром Китая имеет богатую историю, и в ней встречаются чрезвычайно интересные моменты, как в прошлом, так и в настоящем.
Всё могло быть лучше
В силу множества причин автомобильная промышленность Китая развивалась крайне медленно. И дело не только в некоторой изолированности от остального мира, отставании в технической сфере и в экономическом развитии. В 1937 году в дело вмешалась японо-китайская война, из-за которой работа над собственным автомобилестроительным комплексом была отложена в долгий ящик.
Даже без войны положение было не очень весёлым. В то время как во всём мире на волне глобальной конкуренции давно освоили массовый выпуск легковых и грузовых автомобилей, в Китае только построили первый грузовик Ming Sheng 75. Правда, познаний собственных специалистов для внедрения в производство серийной модели не нашлось, поэтому пошли на компромисс. За помощью обратились в американскую компанию Relay Trucks, и уже при содействии и активной помощи заокеанского инженера смогли наладить выпуск грузовика на базе американской модели.
Давняя традиция копирования
Очень сложно разрабатывать с нуля автомобили при отсутствии квалифицированных кадров, знакомых с современными методами машино- и автомобилестроения. В решении этого вопроса очень помогли отношения с Советским Союзом, развивающиеся после окончания войны.
Множество наработок из советских конструкторских бюро оказалось в Китае, поэтому на местных дорогах появились грузовики с явными родственными связями в СССР. Например, Jiefang CA-30 был как две капли воды похож на ЗИС-150, а Nanjing NJ130 разрабатывали на основе ГАЗ-51.
Проект-долгожитель
Конечно, точных свидетельств уже вряд ли удастся найти, но своим военным внедорожником Beijing BJ212 Китай наверняка обязан Советскому Союзу. На это очень явно намекают кузов и общее строение практически идентичное советскому УАЗ-469.
В армии им пользовались очень долго, пока в 2020 году не сделали капитальный рестайлинг и с более симпатичной внешностью отправили на гражданку. Причём, несмотря на современное оснащение, более презентабельный дизайн и увеличившийся комфорт, цена на бюджетный внедорожник осталась практически прежней.
Западные корни
На текущий момент Китай составляет серьёзную конкуренцию американским, французским и немецким брендам, как в качестве, так и в количестве. Постепенно производители из Поднебесной выводят страну на лидирующие позиции и с ней волей или неволей приходится считаться. Хоть в текущей ситуации, когда между Западом и Китаем постепенно нарастает противостояние, это нравится далеко не всем. Впрочем, европейские и американские компании в этом сами виноваты, ведь они собственными руками подготовили для этого плодотворную почву.
Как только Китай отошёл от войны, а покупательская способность местного населения пошла вверх, зарубежные производители увидели огромные перспективы, поскольку этот рынок ещё не был никем занят, а местные автопроизводители практически отсутствовали. Первой свои производственные мощности в Китае разместила американская компания American Motors Corporation. Затем подтянулись и другие производители, в результате чего китайские автолюбители получили в своё распоряжение чрезвычайно широкий ассортимент. Дальнейшее было вполне закономерным. Местные специалисты быстро подхватывали имеющиеся технологии, изучали их, копировали, улучшали и создавали новые.
Близко к вершине
Как оказалось, местные специалисты обучаются очень быстро и полученные знания успешно внедряют в производство. Компании постепенно перешли от простого копирования технологий к созданию собственных разработок, а собираемые автомобили с каждым днём приобретают всё большее число почитателей. В результате местный рынок стал самым большим в мире, а Китай потеснил остальные страны по количеству выпускаемых автомобилей и объёму экспорта.
К тому же китайские компании упорно внедряют высокие технологии, а их электромобили в самом скором времени могут потеснить «Теслу». С одной стороны, производители сосредоточились на выпуске достаточно дешёвых городских электрокаров, а с другой, их собственные технические решения оказались настолько эффективными, что они уже нашли место в премиальных автомобилях, которые уже сегодня составляют достойную конкуренцию европейским моделям.
Китайские лидеры
Если не случится ничего экстраординарного, в ближайшие годы китайские компании смогут серьёзно потеснить других производителей. На текущий момент на рынках других стран достаточно широко представлены автомобили марок Chery, Great Wall и Geely, но у себя на родине по популярности они занимают места всего лишь во второй половине десятки.
Машины от Changan, Dongfeng, First Automotive Works-FAW и SAIC Motor, высоко оцененные покупателями, в основном оседают на внутреннем рынке, поэтому простор для деятельности ещё очень большой.
Китайская версия «Уазика» получила глобальное обновление, стала более привлекательной, но при этом не подорожала.