Надёжность, качество, престиж и роскошь – вот основные слова, которыми все характеризуют автомобили Rolls-Royce. За долгие годы компания выпустила не так много моделей по сравнению с другими брендами, но каждый из них занял своё место в истории. За всё время деятельности английского производителя было очень много интересных моментов, неизвестных широкой публике.
Отцы-основатели были чрезвычайно разными
Своим существованием компания обязана двум основателям, Чарльзу Роллсу и Генри Ройсу. При этом они были не только разными в интересах, но и принадлежали к разным классам. Чарльз Роллс вырос в богатой семье и рано начал интересоваться автомобилями, предпочитая на них кататься с ветерком. Он настолько ими увлёкся, что открыл собственный автомагазин и сумел сделать собственный бизнес очень успешным.
Правда, было у него ещё одно увлечение, сыгравшее в его жизни очень важную роль, – самолёты. Он был знаком со знаменитыми братьями Райт и в своё время стал первым человеком, который без посадки пролетел над Ла-Маншем и вернулся обратно. Именно это увлечение сделало его рекордсменом ещё раз: он оказался одним из первых (если не первым) англичанином, погибшим в авиакатастрофе. В отличие от него, Генри Ройс был выходцем из семьи разорившегося мельника. Он прекрасно понимал, что его будущее зависит от полученных знаний, поэтому усиленно занимался точными науками, электротехникой и механикой. В итоге Ройс накопил денег на открытие собственной компании и начал строить автомобили, которые уже тогда были дорогими.
В какой-то момент Чарльз Роллс захотел выпускать собственные машины, но не собирался тратить время на создание производства с нуля. Поэтому он искал перспективную маленькую компанию, которой и оказалась F.H. Royce & Co. С этого и началась история автопроизводителя Rolls-Royce, который начал завоёвывать покупателей уже с первой собранной машины.
Успешные самолётные двигатели оказались проклятьем
Генри Ройс долго не поддавался на уговоры Чарльза, пытавшегося убедить его начать заниматься выпуском самолётных двигателей. Тот же был непреклонен, поскольку считал своим призванием исключительно создание автомобилей. Всё радикально изменилось, когда началась Вторая мировая война. По убеждению историков, разработанный компанией Rolls-Royce 12-цилиндровый двигатель Merlin объёмом 27 литров, который устанавливался на истребители и бомбардировщики, стал одной из важных вех на пути к победе.
Ирония заключается в том, что именно создание завода по их выпуску в итоге привело компанию к банкротству. Во время разработки турбореактивного двигателя Rolls-Royce RB211 был допущен целый ряд ошибок, а возникшие финансовые трудности стали для компании катастрофическими. Правительство Великобритании в 1971 году национализировало Rolls-Royce и разделило его на две части, занимавшиеся выпуском автомобилей и авиационных двигателей. Сейчас компания Rolls-Royce Limited абсолютно независима и выпускает промышленное оборудование, а также двигатели для ракет, самолётов и кораблей.
Премиальные Rolls-Royce участвовали в боях
В 1907 году был представлен премиальный автомобиль Rolls-Royce 40/50HP. Он стал очень популярным и выпускался целых 19 лет. Как оказалось, он идеально подходил не только для создания эксклюзивной и дорогой атмосферы, но и для производства бронеавтомобиля. В 1914 году из него сделали военную бронированную машину.
Началось же всё с предприимчивого лейтенанта бельгийской армии, который вздумал использовать для связи и разведки весьма недешёвый личный автомобиль. Чтобы не быть в нём случайно застреленным, он распорядился его бронировать. В единственном экземпляре это чудо техники оставалось ровно до тех пор, пока её не заметили в штабе, а когда успехи бронемобилей оценили англичане, они быстро заказали себе такие же. На вооружении в английской армии Rolls-Royce Armoured Car состоял вплоть до 1944 года.
Rolls-Royce 40/50 h.p. был покрыт драгоценным металлом
За выпускавшейся с 1906 года моделью 40/50 h.p. прочно закрепилось имя Silver Ghost, «Серебряный призрак». Сначала его так стали называть покупатели и клиенты компании, а затем производитель и сам стал использовать это имя в рекламных компаниях и мероприятиях. Эта модель до сих пор так называется, но полученное ею имя на самом деле не соответствует действительности.
Именем Silver Ghost назвали лишь один автомобиль, выпущенной на платформе 40/50 h.p. Причём оно было говорящим: автомобиль блестел как зеркало. Каждую внешнюю металлическую деталь покрыли серебром и отполировали.
Конечно, в Rolls-Royce могут учесть все пожелания покупателя к оснащению и оформлению, но никому почему-то не приходило в голову заказать люксовую машину из дерева.