История взлета и падения легендарной «восьмерки» из Тольятти

Знаменитый советский хэтчбек ВАЗ-2108 машина не просто легендарная. Ее история началась в сентябре 1978 года, когда коллектив ВАЗ принялся собирать первый прототип будущего автомобиля. Сегодня уже не каждый помнит о том, что к созданию 2108 приложили свою руку немецкие инженеры из компании Porsche.

Превратности плановой экономики

Осенью 1978 года в Тольятти собралась делегация представителей таких организаций, как Минавтопром, Госплана, Минторг, Минвнешторга, а также АЗЛК и НАМИ. На мероприятии выступал главный конструктор ВАЗ Георгий Мирзоев. Инженер представлял гостям проект нового переднеприводного авто с несколькими вариантами кузова, самобытной внешностью и оригинальной компоновкой. Машину встретили тепло, однако один из представителей АЗЛК всего одним вопросом разрушил весь «вау-эффект» презентации поинтересовавшись: «зачем стране два автомобиля одного класса?».

Вопрос был задан не просто так. В Москве кипела работа над не менее перспективным «Меридианом», который в итоге станет знаменитым Москвичом-2141. Гости из столицы сидя на презентации были абсолютно уверены в том, что именно их разработка пойдет на конвейер. Два одинаковых автомобиля в условиях плановой экономики были непозволительным излишеством. Между тем в кулуарах шептались о том, что итог состязания уже давно решен. Понятно это было и по шуткам, а также «тонким намекам на толстые обстоятельства» от москвичей.

Однако дело приняло неожиданный поворот…

С барского плеча

Доподлинно не известно, однако ходили слухи о том, что пробиться на рынок ВАЗ-2108 во многом удалось благодаря распоряжению тогдашнего Генерального секретаря. Конечно, все это не отменяет ценности усилий инженеров и дизайнеров. Тем не менее, Леонид Ильич питал к новичкам отечественного автопрома известную слабость. Более того, Брежневу очень понравились рубленные формы ВАЗ-2108, за которые машину в последствии прозовут «зубило».

Надо отметить, что за конечный дизайн «восьмерки» инженерам ВАЗ пришлось изрядно повоевать, как друг с другом, так и с руководством. Споры кипели буквально вокруг каждого элемента кузова. По иронии судьбы, уже после выхода на рынок, даже сами создатели признают дизайн своего творения слишком жестким. Впрочем, на тот момент решение было действительно неплохим, достаточно вспомнить вышедший в 1974 году Volkswagen Golf разработки Джуджаро или Fiat Ritmo от Bertone появившийся в 1978.

Машина выглядела очень современно. Капот автомобиля, его двери, крышка багажника, передние крылья сделали из алюминия. Колесные диски изготовили из поликарбоната с применением полипропилена. На момент разработки «восьмерка» впитала все передовые дизайнерские решения. Однако, от них пришлось в итоге отказаться. Так как для массового производства и продажи в народ, машина была, во-первых, слишком дорогой, а во-вторых, до ужаса легкой.

Впрочем, инновации в «восьмерке» не заканчивались на ее внешней составляющей…

Пламенный мотор

Готовящийся ВАЗ-2108 не только выглядел современно, но и был современным внутри. В конструкции машины были использованы такие решения, как стойки McPherson, полунезависимая «качалка» сзади, передний привод и поперечное расположение мотора. Все это станет главным рецептом при создании компактных автомобилей в будущем.

Не менее интересно еще и то, что «восьмерка» была, по сути, новым автомобилем. Все потому, что по наследству от классических «Жигулей» из 3500 тысяч узлов ей достался всего один — поршневой палец двигателя. И тот был серьезно переработан. Правда и изобретать велосипед советские инженеры не стали. Вместо этого было решено просто приобрести наиболее удачные решения у других производителей. Благо, каждый мог предложить что-то действительно исключительное. И осознать этот факт своим советским коллегам помогли друзья с Запада…

Полный «натюрлих»

Интересно, что на раннем этапе проекта советские инженеры вообще рассматривали возможность купить для будущего автомобиля уже готовую платформу. Однако, по разным причинам от этой идеи отказались. Вместо этого, было решено изучить иностранный опыт и привлечь зарубежных специалистов. Соответствующие договоренности были достигнуты с компаниями UTS и Porsche. С последними инженеры ВАЗ уже работали ранее и остались крайне довольны результатом.

Собственно, именно немцы помогли понять простую формулу отличного автомобиля: не нужно заниматься самодеятельностью во всем, нужно сначала собрать лучшее. В итоге технологии скупали по всей Европе: у Hardy Spicer взяли шарниры равных угловых скоростей, у ZF купили реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, у Wayassauto позаимствовали стойки передней подвески, Lucas подарил дисковые тормоза и это еще далеко не полный список.

Впрочем, последствия у этого гениального решения были не самыми однозначными. Купить технологии оказалось легко, а вот воспроизвести их на советских заводах было уже не так просто. Ряд элементов для «восьмерки» поначалу приходилось закупать, производство других никак не могли довести до должного уровня качества. Отдельные заводы вообще отказывались браться заказы из-за чего на них приходилось оказывать давление сверху и поднимать зарплаты рабочим.

«Это фиаско, братан»

В итоге закончилось все не очень хорошо для ВАЗ-2108. С многочисленными проблемами на производстве машина все-таки вышла на конвейер. К новинке, разработанной при участии Porsche оказались не готовы и советские заводы, и советские автомобилисты. Переднеприводное авто было экзотикой, а потому количество ДТП с участием «восьмерки» в первое время било все рекорды. Читатели советских газет и автомобильных журналов буквально забрасывались письмами с вопросами о том, зачем отечественная промышленность вообще делает такие ужасные и непонятные машины.

Не все хорошо у 2108 было и за границей. На международных автосалонах новинку из Тольятти встретили прохладно. Не пощадила «Самару» едка британская пресса, которая буквально смаковала идеи о том, что для любого европейского производителя ВАЗ-2108 был бы двумя шагами назад, но для «Лады» — это целый прыжок вперед. Единственное, что по-настоящему хвалили иностранцы – наличие 2-летней гарантии на 50 тысяч миль.

А уже совсем скоро начнется эпоха рыночной экономики. В бывший советский союз хлынут иномарки и про действительно неплохое детище ВАЗ люди и вовсе забудут, все чаще предпочитая ему подержанные «Эскорты» и «Гольфы».

А в продолжение темы советуем почитать о том, почему ВАЗ-2101 признавали «Лучшим автомобилем Европы».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓