Во времена холодной войны международная остановка постоянно находилась на грани коллапса, а страны вынужденно поддерживали паритет в вооружениях, чтобы не дать противнику сделать первый удар в более выгодных условиях. На этом фоне вооружения и военная техника совершенствовались с огромной скоростью, а перед военными появлялись неординарные задачи. К примеру, в 1950-х годах Соединённые Штаты всерьёз озаботились проблемой, чем сбивать русские стратегические бомбардировщики.
Как сбить несбиваемое
На тот момент у Советского Союза был только один способ доставки ядерного оружия к стратегически важным объектам на территории противника, а именно, при помощи бомбардировщиков. При этом у стратегического бомбардировщика была только одна цель – долететь, несмотря на всю вражескую противовоздушную оборону, и сбросить свой груз. Главных требований к ним было всего три: приличная грузоподъёмность, высокая скорость и большой потолок. Только так можно было гарантированно добраться до места назначения.
У противника же была совершенно противоположная задача – со 100-процентной вероятностью сбить бомбардировщики, летящие на большой высоте и с высокой скоростью. И эту задачу невозможно было решить тривиальными методами. Поскольку Советский Союз в качестве средства доставки использовал только стратегические бомбардировщики, Соединённым Штатам понадобились эффективные зенитные ракетные комплексы. В то время в США зенитными ракетными комплексами прикрывались только важные объекты: города, промышленные предприятия, военные и прочие объекты инфраструктуры, имеющие особенную ценность.
Возможно, это и не играло бы значения, но на вооружении Советского Союза как раз появились новые стратегические бомбардировщики, способные залетать вглубь территории США, и их радиуса действия более чем хватало, чтобы вернуться обратно. Это означало, что бомбардировщики спокойно могут поражать цели внутри страны. В итоге зенитно-ракетные комплексы малого и среднего радиуса действия были признаны недостаточно эффективными, и конструкторы взялись за разработку чего-то более дальнобойного.
Прообраз гиперзвукового оружия
Так родился проект зенитной ракеты Bomarc, которая до сих пор является чем-то выдающимся и непревзойдённым в целом ряде характеристик. Соединённым Штатам требовалась очень быстрая ракета, способная поражать цели на больших высотах и с большой дальностью полёта. Совместить все эти требования было крайне сложно, особенно с классическими реактивными двигателями. Для этого все они были недостаточно хорошими: их скорость должна была быть больше, да и с максимально возможной высотой полёта тоже не складывалось. Всё дело в том, что в разряжённых слоях атмосферы реактивные двигатели работают не очень хорошо, поэтому конструкторам пришлось использовать ПВРД.
Прямоточный воздушно-реактивный двигатель работает за счёт пропускаемого через него воздуха, и в отличие от реактивных, он прекрасно чувствует себя на большой высоте. К тому же его очевидным плюсом является огромная скорость, которой можно достичь в полёте. Впоследствии именно эта технология, только во много раз более совершенная, использовалась в современных гиперзвуковых ракетах. На тот же момент с его помощью удалось разогнать ракету Bomarc до феноменальных 3,2 Маха – примерно 3800 км/ч. Даже у первого прототипа ракеты максимальная высота составляла 18 километров, а во втором потолок довели до 30.
Дело всё было в использовании прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Благодаря ему ракета могла разогнаться до требуемой скорости и подняться на достаточно большую высоту, но без недостатков не обошлось. И по мнению некоторых специалистов, они перечёркивают любую выгоду от использования подобных ракет. Во-первых, ракета с ПВРД не могла свободно маневрировать. Её радиус разворота был чрезвычайно велик, поскольку во время резкого поворота количество нагнетаемого в двигатель воздуха существенно снижалась, и скорость сильно уменьшалась, а двигатель в любой момент мог вообще остановиться. Во-вторых, у ракеты не было полноценной системы наведения, которая могла бы работать автономно.
Конечно, у ракеты имелась собственная бортовая РЛС, но у неё был очень ограниченный радиус действия, около 20 километров, поэтому с самого старта её приходилось вести операторам на земле. У NORAD имелись собственные радары, отслеживающие объекты в воздушном пространстве Соединённых Штатов и Канады, но они предназначались для самолётов, а не крылатых ракет, что само по себе причиняло большие неудобства. Как бы то ни было, других вариантов у военных не было. После запуска ракеты Bomarc и до непосредственной близости с целью она направлялась и сопровождалась операторами, после чего управление передавалось бортовой системе наведения, которая корректировала курс и обеспечивала поражение самолёта.
Вот только точность ракеты была ещё одним слабым местом. С таким порядком наведения погрешность оставалась слишком большой, поэтому промахи были, скорее, правилом, чем исключением. Поражение быстролетящего на большой высоте самолёта оказалось большой лотереей. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию и повысить эффективность ракет, в качестве боевой части ракеты Bomarc использовали 10-килотонную ядерную боеголовку. Конструкторы рассчитали, что мощности взрыва должно хватить для гарантированного поражения бомбардировщика, если ракета отклониться от цели на 800 метров.
Как выявили все последующие испытания, больших улучшений от зенитной ракеты Bomarc ожидать не стоило, но в отсутствие альтернативы её решили принять на вооружение. К 1959 году было произведено достаточно комплексов, чтобы начать укрепление противовоздушной обороны с их помощью. Правда, от изначального плана сильно отклонились, и развёрнутых баз оказалось гораздо меньше, чем планировалось, да и ракет им выделили не так много.
К началу 1960-х годов ситуация радикально изменилась, поскольку появились межконтинентальные ракеты, и теперь приходилось беспокоиться уже о них. Стратегические бомбардировщики перестали быть приоритетным направлением, и ракеты с прямоточным двигателем оказались никому не нужны.
В качестве носителей ядерного оружия порой использовалась довольно экзотическая техника, например, специализированный поезд, замаскированный под грузовой состав.