Как появилась и куда пропала самая большая подводная лодка в мире

Атомные подводные лодки типа «Акула», первая из которых была спущена на воду ещё в 1980 году, по праву считаются самыми большими в своём классе. Конструкторы реализовали в них много интересных и уникальных идей, но сохранить их это не помогло. Они долгое время служили памятником гениальности конструкторов, а теперь пущены на металлолом.

Ракета-динозавр

Как бы странно это ни звучало, но история самой большой в мире подводной лодки началась с выпуска новой межконтинентальной стратегической ракеты. Поводом для её создания стали подводные лодки «Огайо», к строительству которых приступили Соединённые Штаты. Эти субмарины стратегического класса несли на себе новые баллистические ракеты «Трайдент-I», и Советскому Союзу срочно требовалось создать что-нибудь аналогичное, чтобы обеспечить ядерный паритет между сверхдержавами. Так, в 1971 году специалисты КБ машиностроения принялись за разработку баллистической ракеты Р-39.

По своим характеристикам баллистическая межконтинентальная ракета Р-39 была лучше, чем «Трайдент-I». Она могла нести на себе боевую часть весом 2550 килограмм, что на целую тонну больше, причём та могла разделяться на 10 боеголовок, а не на 8, как у американского аналога. При этом ракета летела дальше на целых 850 километров. Правда, у Р-39 была одна небольшая, но очень неприятная особенность: конструкторам не удалось сделать её компактной. Её длина оказалась на 6 метров больше, чем у «Трайдента-I», и составляла 16 метров, а стартовый вес в три раза больше – 90 тонн. Конструкторам не удалось решить все проблемы из-за отсутствия нужных технологий, а главное, на тот момент не было достаточно эффективного твёрдого топлива.

Как бы то ни было, на вооружение ракету Р-39 пришлось принять, других вариантов попросту не было, но ставить её было решительно не на что. Она предназначалась для подводных лодок, вот только ни одна подводная лодка не могла взять её на борт из-за размеров и большого веса. Это стало очевидным почти сразу после старта работ над проектом, и в 1972 году конструкторское бюро «Рубин» приступило к созданию новой подводной лодки, размеры которой поражали воображение.

«Акула»

Даже сейчас подводные лодки «Акула» считаются самыми большими в мире, по крайней мере, по водоизмещению. Не так давно по длине их обошёл «Белгород», который может нести на себе автономные торпеды «Посейдон». Правда, огромное водоизмещение сослужило плохую службу, поскольку оно обеспечило столь же большую плавучесть. Фактически половину объёма подводной лодки занимают балластные цистерны, которые заполняются забортной водой и дают возможность выполнить погружение. Своими размерами подводная лодка обязана как раз тем самым баллистическим ракетам Р-39, по-другому их никак не получалось разместить на борту, поскольку для старта они должны располагаться вертикально. Общее их количество – 20 штук, а поместили их в передней части подводной лодки, по центру в два ряда.

Непосредственно разработкой руководил главный конструктор Ковалёв. Перед ним поставили очень сложную задачу, поскольку помимо технических требований приходилось соблюдать большое количество строгих ограничений. В итоге получилась ни на что не похожая подводная лодка, конструкция которой далеко выходила за рамки стандартной. Позже эта история обросла множеством мифов, и «Акула» заработала массу незаслуженной критики. Якобы она была очень шумной, дорогой или неоправданно большой. Тем не менее она вполне соответствовала стандартам и для своего времени демонстрировала отличные показатели.

Первым и главным нестандартным решением стало распределение внутреннего пространства. На борту требовалось установить 20 огромных ракет, но они мешали размещению внутреннего корпуса. Именно поэтому Ковалёв использовал единственно возможный вариант, разделив внутренний корпус на пять частей. При этом внутренняя часть подводной лодки стала похожей на катамаран: главный внутренний корпус был разделён на две части, занявшие своё место по правому и левому борту. В центральном корпусе посредине субмарины находилась рубка, в небольшом переднем поместили торпедные установки, а в заднем — шлюзовую рубку. Таким образом, в передней части подводной лодки осталось свободное пространство, где и установили в два ряда пусковые шахты для баллистических ракет. В задней половине в каждом из главных корпусов находилось по одному ядерному реактору.

Каждый реактор вырабатывал по 190 мегаватт электроэнергии каждый. Они питали всё электрооборудование на борту, а главное, приводили в действие две турбины, вращающие два гребных винта диаметром 5,55 метра. Этого было достаточно, чтобы обеспечить огромную подводную лодку достаточной подвижностью, но с управляемостью пришлось повозиться. Конструкторам даже пришлось построить крупномасштабную полностью работоспособную модель, чтобы на ней отработать систему управления. Впрочем, усилия окупились, и большая туша «Акулы» была столь же чувствительна к управлению, как и другие субмарины.

Одной из особенностей «Акул» была их малошумность. Несмотря на большие размеры и чрезвычайно усложнённую конструкцию, специалистам удалось намного снизить уровень производимого шума. На самом деле, на тот момент ни одна отечественная подводная лодка не могла показать настолько хорошие результаты.

Всего было построено шесть подводных лодок в рамках проекта 941 «Акула», но их служба была не очень долгой. Утилизация «Акул» началась с договора о сокращении вооружений с Соединёнными Штатами, а завершилась из-за отсутствия боекомплекта. Баллистические ракеты Р-39, которыми они оснащались, перестали выпускать с момента принятия на вооружение «Булавы», а потом их и вовсе вывели из эксплуатации. Причина для окончательной утилизации и баллистических ракет, и подводных лодок была простой – слишком высокая цена обслуживания. И в том, и в другом случае была более перспективная замена, и тратить зря лишние деньги никто не хотел.

В отличие от «Акулы», современные атомные подводные лодки обладают большим оборонным потенциалом, несут на себе разнообразное вооружение и оснащаются высокотехнологичным оборудованием.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓