Артиллерийская подводная лодка «Сюркуф» — эксперимент французских судостроителей

По всей видимости, французские конструкторы всегда отличались определённой степенью упёртости, настойчиво использую весьма странные, неудобные, а порой и откровенно спорные технические решения. К примеру, после Первой мировой войны они упорствовали в применении во время строительства подводных лодок технологий, от которых все благоразумно отказались, а субмарина Surcouf вообще стала средоточием многочисленных ошибок в конструировании.

Фамильная черта

Автомобили Renault нельзя назвать плохими, но немалая часть водителей их откровенно недолюбливает за использование дизайнерами очень странных решений и во внешнем виде, и в конструкции, и в эргономике салона. К примеру, дизайн кузова вызывает недоумение своей непропорциональностью, а схема размещения управляющих элементов в салоне иногда попросту ставит в тупик. По всей видимости, эта черта ведёт своё начало из глубокого прошлого от конструкторов, строивших подводные лодки.

Военное командование многих стран успело оценить весь потенциал использования подводных лодок, поэтому в период между Первой и Второй мировыми войнами велась активная работа по их созданию. На тот момент эта область пока что оставалась большой загадкой и неизведанным полем для экспериментов. За довольно короткое время конструкторы опробовали множество технических решений, которые на первый взгляд были очень перспективными, но на деле оказались сложными в реализации, невыполнимыми или попросту опасными. В какой-то момент все страны отказались от их использования, но только не Франция. Неизвестно почему, но французские разработчики упорно пытались найти им практическое применение несмотря на то, что их полная несостоятельность уже не вызывала никаких сомнений.

Самым же ярким тому примером можно считать подводную лодку Surcouf. Многие восхищались субмариной, а представляли её исключительно как вершину военной мощи над и под водой. Вот только, на деле всё это работало очень плохо.

Крейсерская подводная лодка

На самом деле у строительства крейсерской лодки была очень весомая причина, хоть методы и были далеко не подходящими. В 1922 страны заключили Вашингтонское морское соглашение, согласно которому строительство военных судов подпадало под жесткий регламент. Оно ограничивало не только водоизмещение и размеры кораблей, но и вооружения, что делало невозможным создание по-настоящему мощных судов. Правда, подводных лодок это не касалось, и французское правительство приняло решение о постройке тяжеловооруженной субмарины.

Предполагалось, что подводная лодка внесёт существенный вклад в морское сражение и сможет вести артиллерийский огонь по надводным и наземным целям. По сути, её планировалось превратить в настоящий крейсер, способный погружаться под воду. На неё собирались установить дополнительное вооружение, но французские конструкторы не стали использовать уже накопленный специалистами опыт, а сделали всё по-своему.

Артиллерийская подлодка

К 1927 году, когда и была заложена подводная лодка «Сюркуф», конструкторы во всём мире уже успели отказаться от некоторых технологий, признав их использование в субмаринах нецелесообразным. Впрочем, для французских специалистов они явно не были авторитетами.

По замыслу французского командования, «Сюркуф» обязана была обладать недюжинной огневой мощью, для чего её оборудовали артиллерийской установкой. Из неё можно было вести огонь по судам противника и береговым укреплениям, что для подводных лодок того времени было попросту невозможным. Артиллерийская башня возвышалась над корпусом и была оборудована двумя орудиями калибра 203 миллиметра. От вражеского огня её защищало частичное бронирование. Предполагалось, что стрельба будет вестись как с надводного положения, так и с перископной глубины.

Реальность оказалась совсем не такой радужной. Во-первых, орудийная башня была слишком тяжёлой и серьёзно нарушала баланс подводной лодки, она постоянно кренилась на бок, а экипажу приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы удержать её вертикально. С погружением дело обстояло ещё хуже, субмарина сильно раскачивалась и норовила лечь, поэтому процесс затягивался на несколько долгих минут, подставляя её под огонь противника. Повернуть орудийную башню без того, чтобы не перевернуться, было попросту невозможно. Казалось бы, на перископной глубине процесс должен был пойти лучше, ведь субмарина полностью погружалась воду, но при повороте соединения разгерметизировались и её начинало затапливать.

С торпедными аппаратами ситуация не на много отличалась. Нормально работали только передние, они располагались внутри корпуса продольно. В отличие от них, расположенные по обоим бортам кормовые имели совершенно другую конструкцию, они были поворотными. В сложенном состоянии сборка из трёх торпедных аппаратов пряталась в корпусе, в специальной негерметичной нише. Во время подготовки к стрельбе они выдвигались наружу и поворачивались в сторону противника. По замыслу разработчиков, это должно было сократить время до залпа и облегчить работу канониров, но всё получилось как обычно.

Во время погружения корпус торпеды из тонкого металла опасно деформировался, что угрожало взрывом. К тому же во время движения стрелять было крайне сложно, поскольку выступающие из корпуса торпедные аппараты вызывали серьёзную турбулентность. При этом с самими торпедами тоже было не всё понятно. Военные чиновники попытались сэкономить на оснащении подводной лодки, поэтому лишь шесть из десяти торпедных аппаратов имели калибр 550 миллиметров, остальные – 400 миллиметров.

В 1929 году 110-метровая подводная лодка была спущена на воду. Целых пять лет продолжались испытания, а конструкторы пытались исправить многочисленные технические проблемы. Ситуация осложнялась тем, что большая часть деталей и узлов были уникальными и не использовались в других подводных лодках. Для ремонта их приходилось заказывать и изготавливать по индивидуальным проектам. Испытания были завершены лишь к 1934 году, но лишь часть проблем удалось устранить. За всё время своей службы на флоте подводная лодка ни разу не принимала участия в боевых действиях, в том числе и из-за глобальных поломок. В 1942 году при попытке перегнать лодку на одном работающем двигателе через Атлантику она столкнулась с американским судном и затонула. Её обломков так и не нашли.

Французские подводные лодки были далеко не самыми странными, их превзошли субмарины колумбийских наркобаронов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓