Подводные лодки – одно из самых удивительных изобретений человека, а первая действующая появилась ещё в ХVII веке. За прошедшее время подводные лодки обросли многочисленными историями и мифами, причём некоторые из них настолько удивительны, что могут превзойти любую выдумку.
Потоп из унитаза
Началась эта история в июле 1944 года, и существует она в целых трёх интерпретациях. Как раз в это время некий немец Карл-Адольф Шлитт, капитан-лейтенант кригсмарине, получил в своё распоряжение подводную лодку U 1206, которая ранее была в составе флотилии учебных субмарин. У U 1206 была парочка интересных особенностей, например, у неё имелся так называемый шнорхель. Он представляет собой сдвоенную трубку, при помощи которой «дышал» дизельный двигатель. Шнорхель при помощи буя держался на поверхности моря, при через одну трубку поступал воздух, а из другой выводились выхлопные газы. И вот когда лодка поднялась к поверхности и подняли нехитрый воздухозаборник, чтобы включить дизель и зарядить батареи, внезапно обнаружили, что часть аккумуляторов не работает.
Для ремонта подводную лодку решили спрятать на дне, и погрузили на глубину 90 метров, но во время ремонта её стала затапливать вода. Экипаж сразу же начал подъём, но к тому моменту, как лодка оказалась на поверхности, вода уже успела добраться до батарей, вступила в реакцию с кислотой, и из них стал выделяться ядовитый хлор. U 1206 была полностью заполнена ядовитым газом и качалась на волнах возле английского берега, совершенно не готовая к бою, и капитан принял решение эвакуироваться на лодках. В итоге трое матросов утонули во время высадки (лодка перевернулась), а остальных взяли в плен.
Экипаж пережил плен, благодаря чему и удалось узнать занимательную историю о том, как U 1206 едва не пошла ко дну. Первую версию событий изложил в своей книге Йохен Бреннеке, который, по его словам, беседовал с матросами и почерпнул от них много интересного. Как рассказал автор, во время вынужденного ремонта капитан Шлитт решил воспользоваться высокотехнологичным гальюном (туалетом). Это ещё одна инновация в подводной лодке U 1206. Сливная система была связана с несколькими баками высокого давления и позволяла смывать отходы жизнедеятельности даже в том случае, если лодка находилась на большой глубине. Правда, для этого требовалось соблюдать строгие инструкции, иначе субмарину можно было легко затопить. По словам Бреннеке, капитан Шлитт не стал следовать непонятным правилам и не смог правильно воспользоваться чудо-техникой. Капитан умудрился поднять внешнюю заслонку, да так и оставил в открытом положении, а когда механик попробовал всё исправить, внутрь хлынул поток воды под большим давлением.
Свою версию произошедшего высказал и сам бывший капитан Шлитт. По его словам, либо рукоятка на задвижке стояла неправильно, либо обозначение на ней было неверным. И этот вариант кажется более близким к действительности, поскольку в рассказе Бреннеке слишком много неувязок и фактологических ошибок. Задокументированные со слов матросов события сильно отличались от того, что поведал Бреннеке в своём творческом опусе.
Верблюд на борту
В годы Первой мировой войны с немецкой подводной лодкой случился интересный казус. На её борту для какого-то арабского шейха, поддерживавшего Германию, доставили вооружение и деньги, а тот решил не оставаться в долгу и отблагодарить подводников. Его благодарность выражалась в шикарном белом верблюде, которого он подарил капитану. Правда, этот жест доброй воли стал большой проблемой для подводников: во-первых, места для него внутри не было, во-вторых, в люк бы он точно не смог протиснуться, а в-третьих, отказаться от подарка капитан не мог из риска обидеть шейха. В итоге верблюда привязали к перископу и решили плыть так. Правда, перепуганному кораблю пустыни частенько приходилось купаться, когда весьма искусный рулевой погружал подводную лодку, оставляя над водой только голову верблюда.
Самообстрел
Всегда и везде хуже всего приходится тем, кому не везёт с техникой, особенно если речь идёт об оружии. Любые устройства потенциально ненадёжны и могут выйти из строя в любой момент, и чаще всего это происходит в самое неподходящее время, когда вред от внезапной поломки будет максимальным. Осенью 1944 году американская подводная лодка «Тенг» выследила японский транспортный корабль, всплыла на поверхность и атаковала его торпедой. И вот тут произошёл конфуз. Торпеда так и не достигла корабля, на некотором расстоянии от него она развернулась и поплыла обратно к подводной лодке. Матросы увидели след от торпеды и поняли, в каком положении оказались, но уйти от столкновения уже не успели. Субмарина затонула с большей частью экипажа, а те, кто смог спастись, попали в плен.
Поражение собственным оружием – не уникальное событие, изредка, но подобные происшествия всё-таки случаются. В 1968 году атомная подводная лодка USS Scorpion (SSN-589), принадлежавшая ВМС США, тоже вкусила собственной торпеды. Как выяснилось впоследствии, по неизвестным причинам одна из торпед самопроизвольно была переведена в боевое положение, из-за чего возникла угроза детонации. Чтобы не рисковать собственным судном, капитан приказал выстрелить ею в открытое море, но на этом неприятности не закончились. Самонаводящаяся торпеда начала искать цель, «заметила» подводную лодку и успешно её поразила. Субмарину нашли лишь через несколько лет.
ДТП на воде
Самым же большим неудачником можно считать капитана немецкой подводной лодки U28. Во время Первой мировой войны она выслеживала обеспечивавшие логистику корабли, а очередной её жертвой стал пароход, перевозивший военные грузовики и боеприпасы. Субмарина выпустила торпеду и поразила судно, но взрыв оказался настолько силён, что подбросил стоявший на палубе грузовик. Тот взлетел в воздух, приземлился прямо на подводную лодку, а она не выдержала тарана и пошла ко дну.
У подводных лодок долгая история, и на протяжении неё появилось много субмарин, удивительных и по-настоящему уникальных, например, с корабельной артиллерийской установкой.