Хоть подводная лодка и является одним из величайших достижений человечества, её использование сопряжено с огромным риском для жизни всего экипажа. Вряд ли удастся подсчитать, сколько именно погибло людей на подводных лодках из-за обычных аварий, а не в ходе военных действий, но это число очень велико. К счастью, инженерам на основе богатого печального опыта удалось изобрести несколько интересных способов спасения с большой глубины.
Спасение со дна моря
Конечно, это метафора, но сравнение с консервной банкой на дне моря подводной лодке подходит больше всего. Она разрабатывалась таким образом, чтобы защищать человека в совершенно непригодной для него среде обитания. Вода – не то место, где человек вообще может жить, если же к этому добавить чрезвычайно высокое давление, то лучше и точнее будет использовать сравнение с сейфом, который можно безболезненно открыть лишь на поверхности. Именно так и обстояли дела, когда эта отрасль кораблестроения была на начальных этапах своего развития. На первое место ставился результат, а безопасность находилась не на втором и даже не на третьем месте. Впрочем, после многочисленных аварий и жертв некоторые специалисты стали всерьёз задумываться о способах спасения экипажа с большой глубины.
Искусственные лёгкие
Одно из изобретений предложил Чарльз Момсен, вице-адмирал Военно-морских сил США и по совместительству изобретатель. Он пытался найти способ для человека подняться с достаточно большой глубины. Казалось бы, здесь нет ничего сложного, нужен лишь баллон с воздухом, но всё оказалось не так просто. Слишком быстрый подъём с глубины провоцирует воздушную эмболию – образование пузырьков воздуха в кровеносных сосудах. Чтобы её избежать, необходима достаточно долгая декомпрессия (грубо говоря, медленный подъём), при которой излишек воздуха безболезненно покидает кровь. То есть нужен очень большой запас кислорода.
Момсен использовал другой метод. Вместо того чтобы для каждого матроса припасти несколько баллонов с воздушной смесью, что выполнить было крайне сложно, он придумал аппарат для регенерации воздуха. Его центральная часть – это контейнер с натровой известью, через которую пропускается выдыхаемый человеком воздух. В дыхательный аппарат Момсена вели две трубки, через одну от человека в аппарат поступал отработанный воздух, а через вторую подавался регенерированный. Внутри аппарата воздух отдавал излишек углекислоты и обогащался кислородом. При этом дыхательный аппарат Момсена выполнял роль поплавка, который регулировал скорость подъёма и не давал развиться воздушной эмболии.
Под куполом
Впрочем, на изобретении «искусственных лёгких» Чарльз Момсен не остановился. Это был хороший способ спасти жизни экипажа, но он имел несколько существенных недостатков. Например, попавшая в дыхательный аппарат морская воды вызывала неконтролируемую химическую реакцию, и человек сразу же погибал. Поэтому Момсен сосредоточился на более безопасном и продуктивном способе спасения, обратив своё внимание на водолазный колокол.
Водолазный колокол – это именно то, на что намекает название. Фактически это было всего лишь средство доставки водолаза к объекту под водой и своеобразное место для отдыха. Это могла быть коробка, бочка или же колокол, где «под колпаком» сохраняется воздух. Самое же интересное, что давление воздуха точно такое же, как и давление воды, поэтому водолаз спокойно мог снять свой шлем и дышать, отдыхая от работы. Своё устройство Чарльз Момсен назвал спасательной камерой Мак-Кенна. Он взял тот самый водолазный колокол и переделал его для спасательных операций. Он разместил в нём кое-какое оборудование для поддержания и контроля давления воздуха, а также добавил дно с герметично запирающимся люком.
В 1939 году Чарльзу Момсену случайно удалось испытать своё изобретение, когда к нему обратилось командование Военно-морских сил Соединённых Штатов. У ВВС США по неизвестным причинам затонула новенькая подводная лодка «Сквалус», она находилась на глубине около 70 метров, и по счастливому стечению обстоятельств, большая часть экипажа (39 человек) была ещё жива и находилась запертой в одном месте. За несколько попыток спасателям удалось поднять оставшихся в живых матросов наверх, хоть несколько раз и казалось, что операция по их спасению находится на грани срыва. Впоследствии, хоть спасательную камеру и пытались использовать несколько раз, но успеха никакого не добились, всё время что-то мешало. Камера оказалось далеко не универсальной, а в первый раз всем действительно повезло.
Меры спасения
Основываясь на предыдущих событиях, военное командование разных стран наконец-то выработало целый ряд мер, которые помогли бы экипажу подводной лодки выжить, несмотря на случившуюся аварию. Руководство решило, что предусмотреть катастрофу будет куда проще, чем искать выход из чрезвычайной ситуации. Одним из способов спасения стала всплывающая камера. По сути, её можно сравнить с лифтом, который может поднять экипаж к поверхности, вместимость камеры более чем хватает, чтобы спасти сразу всех, кто находится на борту подводной лодки. Её размещение различается в зависимости от модели подводной лодки, но устройство одинаково. Внутри находятся места для экипажа, причём каждое пронумеровано и предназначено для конкретного человека.
Ещё одна мера по спасению экипажа – это плоты, специально спроектированные для таких целей, а также аварийный запас продуктов питания. Каждый плот имеет ниши, в которых должна собираться дождевая вода, а также комплект рыболовных снастей. Помимо этого, у всех членов экипажа имеются личные спасательные средства: жилет и портативный дыхательный аппарат. Эти и прочие меры спасения в экстренных ситуациях выработаны годами и периодически пересматриваются.
Среди всех субмарин артиллерийские подводные лодки считаются самыми необычными, в них нашло место очень странное дополнение – артиллерийская пушка.