Для многих «Мерседес» ассоциируется с чем-то высокотехнологичным, роскошным и в любом случае очень дорогим. Впрочем, это как раз недалеко от истины, но только в том случае, если дело не касается автомобилей smart Fortwo, компактных игрушечных машин, которые до недавнего времени продавались в десятках стран по всему миру.
Автомобиль — не роскошь
За всю историю было сделано много попыток построить по-настоящему экономичный и компактный автомобиль, на котором можно будет ездить с полным комфортом. Правда, из этого очень редко получалось что-нибудь хорошее. Практически всегда «маленький» неизбежно означало «бюджетный», «доступный», «маломощный» и «ненадёжный». Производители пытались сэкономить на каждой мелочи, сборка выполнялась кое-как, материалы использовались дешёвые, а результат полностью разочаровывал. В подобных машинах простенький, тесный и не очень хороший салон соседствовал с крошечным и довольно прожорливым, как для своих размеров, мотором, жесткой подвеской, маленьким дорожным просветом и крошечными колёсами. Даже в более дорогих сити-карах было очень много недостатков и детских болячек.
С городским автомобилем smart Fortwo ситуация иная, поскольку производитель с самого начала не собирался выпускать автомобиль, доступный всем и каждому. Целью было не глобальное снижение цены, а создание утилитарной машины, практичной, удобной и надёжной. И при этом — обладающей весьма компактными размерами. Даже её название переводится как «машина для двоих». Как бы то ни было, но идея прижилась, а сити-кар стал пользоваться большим спросом у автолюбителей, которые хотели чего-нибудь действительно интересного.
Машинка на двоих
Главное преимущество smart Fortwo — это его конструкция. Сити-кар представлял собой настоящий автомобиль, а не какой-нибудь мопед с кабиной. У него была полностью независимая подвеска, полноценный кузов, пространственный несущий каркас в качестве основы, весьма качественный и симпатичный салон. Разработчики пытались создать удобную машину, в которой, с одной стороны, не было бы ничего лишнего, а с другой — сохранялся комфорт на приемлемом уровне. Именно поэтому smart Fortwo нельзя назвать слишком уж бюджетным, хотя он не меньше, чем полноценный «большой» автомобиль, причём далеко не самый дешёвый.
Главными посылами в его разработке стали экономия топлива, экологичность и экономия места на дороге. На такой машине можно припарковаться даже в тех случаях, если водителям на полноразмерных автомобилях места будет явно недостаточно. Со своей длиной около двух с половиной метров smart Fortwo помещался где угодно и мог протиснуться в любой проулок.
Изначально smart Fortwo в погоне за снижением выбросов собирались оснастить полностью электрической или гибридной силовой установкой. Автором этой идеи был некий швейцарский бизнесмен Николас Хайек, работавший совместно с Volkswagen. Он вообще-то хотел построить микроавтобус, но от этой спорной идеи производитель отказался, после чего Хайек с единомышленниками не захотели участвовать в дальнейшей разработке, а сам проект достался «Даймлеру» (Mercedes). С тех пор smart Fortwo неудержимо развивался, поскольку у него всегда находилось немало покупателей. Малолитражка оказалась весьма надёжной, а для своего размера ещё и удобной, несмотря на то, что она не блистала особой роскошью, в её оснащении не было ничего лишнего, а в движение её приводил лишь небольшой мотор.
Изначально smart Fortwo оснащался мотором очень маленького объёма, всего лишь 550 кубических сантиметров, а его мощность составляла 45, 51 или 61 лошадиную силу в зависимости от комплектации. В 2002 году после проведённого рестайлинга объём мотора нарастили до 698 кубических сантиметров, а его мощность составляла 50 и 61 лошадиную силу. Также была добавлена турбированная 799-кубовая версия. В последних моделях объём двигателя дорос до литра, а его мощность перевалила за 100 лошадиных сил. Третье поколение оснащалось трёхцилиндровыми рядными моторами, которые могли развивать скорость до 145 км/ч.
Разумеется, расход топлива у smart Fortwo существенно вырос, особенно во время поездок в городской черте. При этом реальный расход был несколько выше заявленного производителем и составлял около 6,5 литров на каждую сотню, особенно это касалось версий с турбированным двигателем. Производитель пытался исправить эту ситуацию и даже добился кое-каких успехов, а в 2007 году вышла в свет электрическая версия малолитражки.
Наконец-то сбылась мечта главного идейного вдохновителя создания этого маленького автомобиля. Правда, до этого произошли большие изменения в его судьбе. К тому времени популярность этого «Смарта» сильно упала, а продажи постоянно снижались. По какой-то причине «Мерседес» всё ещё продолжал выпускать малолитражку, по-видимому, надеялся её реанимировать, а в 2019 году ему это занятие надоело. Он создал совместное предприятие с «Джили» и передал все дела в Китай. Впрочем, это никак не исправило ситуацию. У производителя возникли огромные проблемы с субподрядчиками, сотрудники которых постоянно бастовали и не хотели работать. В итоге собирать автомобили было попросту не из чего.
В итоге производство пришлось полностью закрыть, и этот процесс превратился в настоящий хаос и фарс. Производитель мог бы выпустить так называемую прощальную версию, но фактически сделать это был уже не в состоянии. Правда, некоторые дилеры всё-таки сподобились выставить на продажу smart EQ Fortwo Final Edition. Всего таких машин набралось 150 экземпляров, но это была исключительно их самодеятельность. В продаже под громкими лозунгами появилась максимальная версия электромобиля, на который нанесли самодельные наклейки прощальной версии.
Все поклонники малолитражных автомобилей могут их найти в большом количестве на вторичном рынке, причём по весьма демократичной цене до 500 тысяч рублей.