Раз уж военные самолёты приходится постоянно обслуживать и время от времени ремонтировать, у них должен быть и свой собственный «гараж», где механики во всю трудятся над их восстановлением. В Соединённых Штатах, к примеру, имеется база Davis-Monthan Air Force Base. Для гаража, конечно, она великовата, но при этом полностью соответствует определению склада, музея и свалки самолётов.
Авиасвалка, начало
Считается, что авиабаза Davis-Monthan, которая расположена в городе Тусон, штат Аризона, США, возникла в 1925 году. Раньше на её месте располагался гражданский аэродром, самый большой в стране. Он принадлежал муниципалитету и был оборудован городской Торговой палатой. Со временем на нём военные начали заправлять свои самолёты, а после начала Второй мировой войны гражданских с него убрали совсем.
После того как на месте бывшего аэродрома возникла военная база, спокойной жизни у неё не было никогда, всё время что-то менялось. К примеру, сразу после окончания войны здесь базировалась стратегическая авиация, а после 1979 года её вообще стали использовать для подготовки пилотов A-10 Thunderbolt II. На текущий момент Davis-Monthan используется для базирования 355-го авиакрыла, которое считается истребительным, но почему-то летает на штурмовиках Thunderbolt. В любом случае сама авиабаза представляет собой большой интерес, поскольку она фактически поделена на три части: непосредственно базу, техническую часть и стратегическое хранилище, а рядом расположился ещё и музей.
Музей авиации
Вот уже много лет здесь работает Музей авиации и космонавтики Pima. В музее выставлены образцы авиационной техники со всего мира, правда, лишь те, что не представляют для военных никакого интереса. По своей сути все экспонаты представляют собой ненужный металлолом, доставший от расположенной рядом базы. Хоть военным он и не нужен, но обычные люди приходят сюда и с большим интересом знакомятся с несколькими экспозициями. Здесь представлены привезённые из многих стран самолёты разного назначения, беспилотные летательные аппараты, вертолёты и отдельные части летательных аппаратов.
Открытые экспозиции смонтированы прямо на улице, благо, климат здесь сухой, а осадки очень редкие, поэтому не приходится беспокоиться за сохранность экспонатов. Часть техники выставлена в отведённых для этого ангарах, экспонаты либо стоят на постаментах, либо подвешены к потолку на тросах. Среди прочих есть и советские самолёты. Попасть сюда может любой желающий за соответствующую плату.
Стратегическое хранилище
В Соединённых Штатах на боевом дежурстве находится лишь часть самолётов, остальные законсервированы и хранятся на специализированных площадках. Одна из них расположена на авиабазе Davis-Monthan Air Force Base, совсем недалеко от музея. Все эти самолёты находятся в идеальном состоянии и после некоторой подготовки могут использоваться для выполнения боевых задач. Сам процесс консервации занимает много времени. Вся особенно ценная и секретная техника демонтируется, чтобы она не испортилась в не совсем подходящих условиях и не попала не в те руки. После этого сливается всё топливо, а топливная система тщательно промывается маслом. Оно предохраняет от коррозии и дальнейшего разрушения. Если же самолёт снимается с консервации, его снова приводят в рабочий вид.
На хранении в Davis-Monthan стоят истребители, штурмовики, транспортные самолёты и даже стратегические бомбардировщики. Всё это – запас на случай конфликта или же для замены вышедших из строя единиц техники. Благодаря сухому климату они не требуют размещения в специальных ангарах и после процедуры консервации могут долгие годы находиться под открытым небом без какого-либо ущерба. Само собой, сюда посторонних не пускают, а вся территория тщательно охраняется, в том числе и электронными системами наблюдения. Самолёты стоят на площадке аккуратными рядами и лишь ждут своего часа.
Свалка и мастерская
Третья часть авиабазы представляет собой огромную свалку, которая охраняется ничуть не хуже стратегического хранилища. Правда, состояние всей техники здесь далеко от идеального. Согласно статистике, каждый год сюда поступает до четырёхсот самолётов. Все они либо были списаны, либо аварийные.
Неисправные самолёты, которые восстановить уже невозможно, или же это будет стоить слишком дорого, волшебным образом превращаются в запчасти, а их ржавеющие остовы потом долго украшают площадку, пока с них не снимется последний полезный винтик. Все запчасти идут в дело, их используют для восстановления ремонтопригодной техники, причём лишь часть её потом отправится обратно в ВВС США. Остальные же самолёты будут проданы по бросовым ценам.
Обычно покупателями становятся страны, которые либо не могут позволить себе купить новые самолёты, либо по каким-то причинам не хотят этого делать. Тем более что модернизированная здесь старая техника в буквальном смысле слова приобретает новую жизнь. Все имеющиеся у неё неисправности устраняются, устанавливаются новые приборы, монтируются более мощные двигатели и современные системы.
Такие самолёты снаружи ничем не примечательны и выглядят точно как экспонат музея, расположенного неподалёку. Такие же старые и обшарпанные. Тем не менее они ещё долго могут нести службу и хорошо будут выполнять свои функции благодаря модернизации и восстановленной основной конструкции.
Немало привозимых самолётов так и остаётся хламом, который заполняет собой немалую территорию. В конечном итоге они превращаются в металлолом и утилизируются, но зрелище получается просто незабываемым. К большому сожалению немалого числа людей, на эту техносвалку тоже не пускают просто так. Впрочем, окружающие пейзажи время от времени мелькают в приключенческих фильмах и боевиках.
По всему миру разбросано множество технологических свалок, и некоторые из них выглядят так, будто сошли со страниц постапокалиптического романа.