Люди привыкли видеть приятную картинку, на которой большие корабли бороздят просторы морей и океанов, однако далеко не все знают, как заканчивают свое путешествие списанные корабли. Далеко не многим из них суждено стать плавучими музеями. Большинство современных кораблей просто разбираются на металлолом.
Как выглядит современная утилизация кораблей
Большая часть кораблей, не зависимо от того круизный лайнер это или транспортный корабль, заканчиваю свой путь на специальных предприятиях по утилизации судов. В среднем корабль служит порядка 25-30 лет. Далее его содержание становится очень дорогостоящим и его продают на металлолом.
Утилизация кораблей является не только опасным промыслом, но и довольно трудоемким и «грязным» процессом. Поэтому практически все предприятия по разбору кораблей находятся в самых бедных странах мира. К тому же в таких государствах как Бангладеш, Индия, Пакистан и Китай нет строгого природоохранного законодательства, что позволяет в значительной мере сократить стоимость утилизации судна для предприятия.
Одни из самых больших предприятий по уничтожению кораблей расположены в стране Бангладеш. Утилизация судов в этой стране происходит на пляже города Ситакунда. Рабочие, которые за скромные 2 доллара в день каждый день рискуя собственной жизнью разбирают современные суда вручную. Основными их орудиями трудя являются ломы, молотки, отвертки, а также стальные канаты и лебедки.
Все демонтированные детали корабля, а также его части в виде тяжелый стальных листов обшивке рабочие несут вручную к специальным грузовикам. При этом в Бангладеш жаркий влажный климат, что негативным образом сказывается на физическом состоянии людей. К тому же пляж, куда прибывают для разбора корабли пропитан остатками топлива и масла, что влечет за собой очень неприятный запах.
У списанных судов, приходящих для утилизации в Бангладеш есть свой палач
После решения об утилизации суда отправляются в свой последний рейс. Однако они не заходят в порт, а становятся примерно в паре миль от пляжа города Ситакунда, где происходит утилизация, дожидаясь прилива.
Во время прилива на борт списанного в утиль корабля поднимается человек, который должен отправить судно на погибель. Им является Амин Чоудхури, также известный как «палач». Вместе со своей командой он запускает двигатели судна. После этого корабль набирает максимально возможную скорость, и «палач» направляет его в сторону берега.
В результате проделанных Амином Чоудхури манипуляций судно в буквальном смысле выкатывается на песок пляжа, для того, чтобы остаться на нем навсегда. После этого матросы стопорят двигатель. Затем с корабля выбрасывают якорь, и «палач» со своей командой покидает корабль. Далее начинается работа по разбору корабля.
Первым делом работники, которые должны будут разбирать судно полностью его осматривают. Они ищут съестные припасы, а также ценные вещи, которые впоследствии можно будет продать. Люди делают это не от желания поживиться, а для того, чтобы выжить. На зарплату в 2 доллара в день много не купишь, а ведь у многих мужчин, которые разбирают старые корабли есть жены и дети.
После того, как становиться ясно, что ценных вещей на корабле не осталось, начинается процесс разборки судна. Люди в прямом смысле делают все вручную, лишь иногда используя автоген. В остальном же в ход идут кувалды и ломы.
Как происходит разбор кораблей
Многие люди могут подумать, что занимающиеся разборкой кораблей рабочие имеют какие-то особые навыки, это совсем не так. Утилизацией судов в Ситакунде может заниматься каждый, ведь все, что по большому счету необходимо для этого – физическая сила и выносливость.
После того, как корабль оказался на берегу из него выносят все более или менее ценные вещи, включая раковины и унитазы. Далее работки сверлят в корпусе корабля. Это делается для того, чтобы предотвратить возможные взрывы топливных испарений. Следующим шагом является полный демонтаж проводки и любых элементов и драгметаллов в надстройке корабля.
После того, как все ценное из надстройки вынесено, рабочие специальными горелками начинают ее срезать по частям. Срезанные куски надстройки корабля, которые обычно имеют размер двухэтажного здания при помощи лебедок оттаскивают подальше от корабля для того, чтобы их было удобнее разбирать.
После того, как все части надстройки демонтированы, приходит время основного корпуса. Рабочие срезают нос корабля. После чего постепенно, шаг за шагом отрезая куски корпуса углубляются внутрь, отрезая и демонтируя каждую из его перегородок. Последним на берег выносится винт корабля. С момента, как корабль подает на берег и до того, как его полностью разберут, проходит порядка 6 месяцев.
Работа по утилизации кораблей в государстве Бангладеш является одной из самых сложных и опасных. Однако из-за того, что большая часть населения данной страны находится за чертой бедности, мужчины рады тому, что хоть на пляже в городе Ситакунде они могут найти работу.