Купе для колхоза: зачем на Горьковском автозаводе сделали ГАЗ-М73

В середине прошлого века, когда в Советском Союзе полным ходом шло освоение новых целинных земель, Горьковский автомобильный завод представил интересный опытный образец под индексом М73. Всего было сделано две тестовых модели. Первую выполнили в кузове пикап. Вторую в кузове купе. Длина обоих автомобилей не превышала 3.5 метров, что только усиливало эффект своеобразности, производимый ими на окружающих. Разрабатывались автомобили коллективом инженеров под руководством Г. Вассермана.

Предполагалось, что новые ГАЗ помогут удовлетворить растущий спрос на автомобили среди представителей условного «среднего» звена, в том числе работников колхозов, занимающих должности агрономов, механизаторов, бригадиров. Можно сказать, что формальным покровителем проекта ГАЗ-М73 был сам Никита Сергеевич, который требовал, чтобы солидные автомобили в колхозах были доступны не только для председателей, которым по большей части полагались «Победы».

Планировалось, что выпуск ГАЗ-М73 в случае успехов на испытаниях будет налажен на территории Украинской ССР. За это машина еще на стадии проверки получила прозвище «Украинец». Позднее на ряду с этим названием использовалось также прозвище «Механизатор». Коллектив инженеров работая над М73 ставил перед собой непростую задачу: создать такой автомобиль, который мог бы доставить специалиста в любую точку колхозного хозяйств вне зависимости от погоды и дорожных условий. Вместимость и комфорт новинки уходили на второй план, а на первый выдвигалась высокая проходимость.

Новинка выбивалась из тогдашней привычной канвы советской автомобильной промышленности не только своим внешним видом, но и использованными техническими решениями. Новые ведущие мосты, переработанная коробка передач, едва ли не с нуля разработанная рессорная подвеска колес. При этом тормозная система и двигатель ГАЗ-М73 были унифицированы с «Москвичом-402». Агрегат был слабенький – 1.2-литра с отдачей 35 «лошадок». Однако, из-за небольшой массы автомобиль демонстрировал чудеса динамики и тяги. Расход топлива составлял 13.5 литров на 100 км пути.

Машины вышли на полигон в 1954 году. Только на первичных испытаниях они прошли (каждая) более 4 тысяч километров. Отлично себя показали оба ГАЗ-М73 и на бездорожье. В ходе тестов удалось выявить ряд недостатков, которые были полностью устранены. Несмотря на все это, проект пришлось сначала отложить в дальний ящик, а затем и вовсе снять с повестки. Причиной тому была не чья-то злая воля. Во-первых, предприятие готовилось к выпуску знаменитой 21-ой «Волги». Во-вторых, стремительно растущее сельское хозяйство СССР потребовало для себя еще больше новых грузовиков ГАЗ-51. В конечном итоге на перспективную модель в тогдашних условиях у завода не осталось ни сил, ни времени, ни ресурсов.

В продолжение темы читайте о том, каким был первый в СССР кроссовер: ГАЗ-61 4х4, который полюбили в Красной Армии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓