Мегасооружения: Лифт для корабля

Время от времени человек сталкивается с масштабными задачами, справиться с которыми можно лишь при помощи нестандартных и очень объёмных решений. Зачастую при этом приходится создавать циклопические машины или возводить мегалитические инженерные сооружения, попутно решая и другие проблемы. Одной из наиболее крупных строек в мире в своё время стала гидроэлектростанция «Три ущелья» в Китае, а попутно пришлось заняться сооружением и самого большого лифта.

Всё ради энергии

Потребность в электроэнергии заставила Китай задуматься о строительстве гидроэлектростанции на реке Янцзы. Правда, выбранное ими место, хоть и оказалось выгодным с технической стороны, но потребовало проведения громадных работ. С момента начала строительства в 1992 году до ввода в эксплуатацию первых агрегатов прошло 11 лет.

Согласно сделанным потом подсчётам, всего на возведение плотины потребовалось около 463 тонн стали и 27 миллионов кубических метров высокопрочного бетона. Инженерам пришлось построить энергоустановку мощностью 100 мегаватт только для поддержания работы гидроэлектростанции. Получившееся в результате затопления водохранилище общей площадью 1045 квадратных километров вмещает в себя более 22 квадратных километров воды.

Судоходные качества находящегося вверх по течению участка реки значительно улучшились. Разумеется, китайские специалисты захотели использовать открывшиеся перед ними возможности, но для этого им пришлось разработать ещё один мегапроект.

Корабельный лифт

Возведение дамбы поставило перед судоходством непреодолимую преграду, а перепад уровня воды составил 113 метров. В таких ситуациях используется уже отработанная практика – многоуровневые шлюзы. Каждый из них образует ступеньку и поднимает судно, пока то не окажется в самом верхнем водоёме.

В случае с «Тремя Ущельями» китайские специалисты решили пойти по другому пути. Вероятно, перепад оказался слишком большим, а реализация проекта – масштабной и дорогой. Вместо схемы со шлюзованием они построили огромный лифт.

Вот только в качестве кабины использовали камеру размером 120х18х3,5 метра. Она заполнена водой и в своём нижнем положении находится на уровне реки, чтобы в неё могло зайти судно водоизмещением до 3000 тонн.

Как только камера закрывается, огромные лебёдки поднимают её вместе с судном наверх, к следующему этапу. Всего между самым нижним уровнем и водохранилищем находится два таких лифта, соединённых между собой каналами. На подъём двумя лифтами тратится около 30-40 минут, что в несколько раз меньше, чем во время использования системы шлюзов.

Первые испытания огромного лифта проводились ещё в 2016 году. За прошедшее время строительство и пусконаладочные работы были успешно завершены. При помощи огромного лифта было организовано полноценное движение судов на реке Янцзы.

Огромные корабли выполняют множество функций и не перестают удивлять всех, кто их видит. Строят их из таких же больших деталей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓