В СССР производили не только различные типы и виды автомобилей, но большое количество мотоциклов. Самыми популярными в Советском Союзе были модели «Минск», а также «Иж» и «Урал». Однако кроме данных видов двухколесных транспортных средств в СССР были и многие другие мотоциклы. В основном они были популярны в тех регионах страны, где непосредственно находился завод, который их производил.
Двухколесное транспортное средство «ТИЗ»
В 1935 году представителями Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР было принято решение о создании нового мотоцикла. В качестве основы было выбрано двухколесное транспортное средство из Великобритании – мотоцикл BSA Sloper.
После приобретения в Великобритании опытных образцов мотоцикла Sloper советскими инженерами был разработан свой собственный опытный образец мотоцикла. После ряда испытаний его производству был дан «зеленый свет». Модель транспортного средства получила название «ТИЗ АМ-600». После одобрения модели во всех инстанциях сборка нового мотоцикла была поручена Таганрогскому инструментальному заводу. Массовое производство мотоциклов началось в 1936 году.
На мотоцикле был установлен одноцилиндровый нижнеклапанный мотор с рабочим объемом 595 куб. см. Его мощность составляла 16,5 лошадиных сил при 3800 об/мин. Данное транспортное средство производилось на Таганрогском инструментальном заводе вплоть до 1941 года. Когда же началась Великая Отечественная война производство мотоциклов «ТИЗ АМ-600» было перенесено в Тюмень. Так их собирали вплоть до 1943 года.
Мотоциклы серии «Кировец»
Через год после окончание Великой отечественной войны на заводе им. В. А. Дегтярева, расположенном в городе е начали производить мотоциклы. Долгое время на заводе производились только двухколесные транспортные средства с рабочим объём 12 куб. см, но в 1956 году все изменилось. В этом году началось производство модели «К-175», которая довольно быстро стлала популярной.
Мотоцикл «К-175», также известный среди любителей двухколесных транспортных средств как «Кировец», начал производится на заводе им. В. А. Дегтярева в 1956 году. Под данным названием мотоцикл выпускался вплоть до 1965 года и даже получил несколько дополнительных модификаций.
Сердцем мотоцикла служил короткоходный одноцилиндровый двухтактный двигатель. Его рабочий объем составлял 173,7 куб. см. Модель получила от конструкторов капотированную заднюю часть, закрытый специальным кожухом карбюратор и цепь, а также седло подушечного типа, рассчитанное на двух человек.
Транспортное средство «Тула»
Производство мотоциклов «Тула» было развернуто на базе
Тульского машиностроительного завода. В середине ХХ века на территории завода начали производить велосипеды, а впоследствии и мотоциклы.
Модельный ряд двухколесных транспортных средств довольно обширен. Однако среди общего количества произведенных мотоциклов отдельно стоит выделить модель «5.951».
Мотоцикл «Тула», который начал производится в 1986 году, во многом опередил свое время. Прогрессивный, яркий и стильный дизайн, а также довольно неплохие характеристики делали мотоцикл привлекательным для покупателей.
Двухколесное транспортное средство оснащалось двигателем с объемом 200 куб. см. Благодаря этому двигатель имел мощность в 12,5 лошадиных силы. Благодаря силовой установке и механической четырехступенчатой коробке передач мотоцикл мог развить скорость в 85 км/ч.
Тяжёлый мотоцикл «Днепр»
Двухколесное транспортное средство «Днепр», также известное как модель «К-650» и «МТ-8», производилось на Киевском мотоциклетном заводе с 1968 года. В 1960 году специалисты конструкторского бюро двигателей разработали образцы верхнеклапанного мотора, который имел рабочий объёмом 650 куб. см.
Впоследствии инженеры нашли способы создания новой прогрессивной конструкции мотоцикла. Собрав ряд опытных образцов, доработок и улучшений конструкции транспортного средства, широкой публике был представлен тяжелый мотоцикл «К-650».
Сердцем мотоцикла стал верхнеклапанный силовой агрегат, имеющий рабочий объем 650 куб. см. Он способен был выдавать мощность 27 лошадиных сил при диапазоне от 5000 до 5200 об/мин. Благодаря новому мотору максимальная скорость мотоцикла достигла отметки в 100 км/ч.
Киевский мотоциклетный завод производил мотоциклы довольно длительное время. Даже после распада СССР на заводе продолжали собирать тяжелые мотоциклы. Окончательно предприятие прекратило свою работу в 2012 году.
Представители украинской компании Delfast решили выкупить у государства права на торговую марку «Днепр». Специалисты компании планируют создавать мотоциклы Dnepr Electric. Компания уже показала прототип современного электробайка, который даже успел установить рекорд скорости на американском соляном озере Bonneville.