Maserati Khamsin называют одним из самых красивых автомобилей, созданных этим итальянским производителем, но его историю сложно назвать счастливой. В своё время он мог бы стать звездой на рынке, но судьба повернулась к нему кормой. По требованию американских законов спорткар изуродовали, и потенциальные покупатели отказались на него даже смотреть.
Подходящая замена
С 1967 по 1973 год компания выпускала спортивный автомобиль Maserati Ghibli, и тот пользовался большим спросом. Популярность его была вполне заслуженной, не зря в его создании принимало участие известное итальянское ателье Ghia под началом знаменитого Джорджетто Джуджаро. Скошенный вперёд передок придавал спорткару интересный внешний вид, а решётка радиатора была настолько низкой, что практически отсутствовала. Чтобы придать ему популярную форму «зубила», моторный отсек радикально уменьшили, но при этом умудрились впихнуть в него двигатель V8 объёмом 4,7-4,9 литра с четырьмя карбюраторами мощностью до 355 лошадиных сил.
Техника в то время развивалась достаточно быстро, Maserati Ghibli в конце концов начала устаревать, и на её место потребовалась замена. Производитель тщательно проанализировал продажи своего спорткара и пришёл к выводу, что его популярность нисколько не уменьшилась, поэтому решили не изобретать что-нибудь новое, а улучшить уже имеющееся. В начале 1970-х годов стартовала разработка преемника, Maserati Khamsin. Хоть этот спортивный автомобиль и напоминал своего предшественника, но при этом сильно от него отличался и конструктивно был гораздо лучше. На этот автомобиль возлагали большие надежды, и если Ghibli в итоге собрали около 1300 экземпляров, то «Хамсин» должен был превысить эти показатели. Одним же из основных рынков собирались сделать Соединённые Штаты.
Ветер «Хамсин»
Для создания спортивного автомобиля привлекли ателье Bertone, и в этом проекте принимал непосредственное участие Марчелло Гандини, занимавшийся созданием облика суперкаров Lamborghini. Передняя часть спортивной машины стала ещё более острой и покатой, а сам автомобиль превратился в обоюдоострый клин.
Сам по себе он был невысоким, но площадь остекления оказалась огромной за счёт наклонного лобового стекла и ещё более наклонной третьей двери. Образ Maserati Khamsin получился стремительным, а убирающиеся фары лишь добавляли спорткару привлекательности. Была и ещё одна деталь, которая впоследствии стала камнем преткновения – хвостовая часть. Вместо того чтобы сделать её обычной, как у других автомобилей, её изготовили из стекла.
В трёхдверном купе разместили четыре кресла, правда, на задних поместились бы только сумки или дети, а для вещей предусматривался не очень большой багажник. Под капотом у спортивного автомобиля прятался тот же самый двигатель, что и у предыдущей модели. При помощи четырёх карбюраторов из него удалось выжать 320 лошадиных сил и 481 Нм крутящего момента. Этого оказалось достаточно, чтобы спорткар весом 1680 килограмм разогнать до сотни за 7,1 секунды. Максимальная же скорость составила 275 км/ч. вместе с двигателем устанавливалась пятиступенчатая механическая коробка передач и 3-ступенчатый автомат. На двигатель устанавливалась система смазки с сухим картером, именно благодаря этому и удалось переднюю часть кузова клиновидной.
Maserati Khamsin построили не на пространственной раме, а использовали несущий кузов, изготовленный из стали, и к нему прилагался подрамник для заднего моста. Одним же из новшеств в конструкции автомобиля стала полностью независимая подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости, а также центральная гидравлическая система. С её помощью было удобно управлять различными компонентами автомобиля. К примеру, гидравлика позволяла включать центрирование руля, и оно работало даже в то время, когда машина стояла нам месте. Также к ней были подключены всплывающие фары, управление регулировками кресел, тормозная система и сцепление.
На тот момент комплектации Maserati Khamsin можно было только позавидовать. В неё входил длинный список опций, среди которых были электролюминесцентные приборы, кондиционер, электрифицированные стеклоподъёмники, обогрев заднего стекла, кондиционер, электронное зажигание и прочие. Передние сиденья, обшитые высококачественной кожей, были чрезвычайно удобными, а салон оказался на удивление просторным, и на такой машине можно легко отправиться в дальнюю поездку.
Неудача
К большому сожалению для Maserati, их новый автомобиль появился в очень неудачное время. Впервые его представили миру на Туринском автосалоне в 1972 году, а серийную модель показали год спустя в Женеве. Он был довольно необычным и уже тогда смог заинтересовать потенциальных покупателей. Впрочем, в самом скором времени число интересующихся сильно уменьшилось, поскольку грянул топливный кризис. Топливо стремительно дорожало, если его вообще можно было отыскать, поэтому многие перестали покупать дорогие машины с огромными двигателями, которые в буквальном смысле слова пили бензин вёдрами.
Тем более что у Maserati была и другая проблема, не менее тяжёлая. Компания рассчитывала хорошо нажиться нам продаже автомобилей на самом перспективном американском рынке, где все буквально помешаны на машинах. Вот только с лицензированием нового автомобиля в Соединённых Штатах у производителя возникли проблемы: его отказались регистрировать в изначальном виде. Подобное происходило уже не в первый раз, и у отказа было сразу две цели. Местные власти жестко подгоняли иностранные автомобили под свои законы, даже если в этом не было особой необходимости, а также лишали зарубежную продукцию изрядной доли привлекательности для покупателя. По крайней мере, с Maserati Khamsin это сработало.
Перед производителем поставили условие: заменить прозрачную заднюю часть на обычную. И только в таком виде автомобили смогли попасть на американский рынок. К сожалению, смотрелось это просто ужасно, и нашлось всего около полутора сотен желающих купить такую машину. В итоге компания была вынуждена закрыть производство, а всего было выпущено 435 экземпляров.
В своё время компания Maserati выпускала не только автомобили, но и мотоциклы, хоть об этом сейчас практически никто не помнит.