Автоспорт – один из самых опасных видов соревнований, причём не только для пилота, но и для всех, кто находится в непосредственной близости от трассы. С того самого момента, как автомобили массово вошли в обиход, произошло огромное количество аварий, и далеко не все из них обошлись без пострадавших. Одна из последних аварий произошла в конце августа 2023 года на гонках NASCAR.
Перевернуться и выжить
Во время конструирования гоночных автомобилей специалисты стараются не только нарастить их характеристики, но и позаботиться о безопасности пилота. В любой момент машина может перевернуться или столкнуться с каким-то препятствием, что при настолько больших скоростях чревато настоящей катастрофой. Именно в такой ситуации оказался Райан Прис, участвовавший в гонках NASCAR Cup, проходивших на международной трассе Дайтона Спидвей.
Он пилотировал автомобиль Ford Stewart-Haas Racing и проходил 156-й круг, когда врезался в бампер впереди идущего автомобиля, задел передок машины члена собственной команды и перевернулся. Скорость была столь велика, что автомобиль перевернулся десять раз, но благодаря мастерству конструкторов пилот остался жив и отделался лишь небольшими травмами. Его госпитализировали, но в скором времени он опять вернулся на трассу.
Конец гоночной карьеры Mercedes
Аварии на гоночной трассе нельзя назвать привычным событием, но и какой-то редкостью они не являются. Тем не менее серьёзные происшествия случаются крайне редко и обычно влекут за собой серьёзные последствия. Так произошло и в 1955 году на гонках «24 часа Ле-Мана», а главным её виновником можно считать Майка Хоторна, который пилотировал Jaguar D-Type и были лидером в этой гонке. В какой-то момент он чуть не проехал мимо пит-стопа и резко затормозил, собираясь покинуть трассу, но он оказался как раз на пути француза Пьера Левега на Mercedes 300 SLR.
Увидев внезапно появившееся препятствие, тот попытался затормозить и объехать Jaguar D-Type, но барабанные тормоза не справились с такой задачей. Автомобиль врезался в Austin-Healey 100, перевернулся и вылетел за пределы трассы, разваливаясь на части. К сожалению, возле дороги толпились люди, гоночная машина влетела прямо в толпу и загорелась, а горящие осколки достались зрителям. К сожалению, кузов Mercedes 300 SLR был изготовлен из магниевого сплава, поэтому пожар продолжался много часов, и его не могли никак потушить.
Последствия этой аварии были самыми серьёзными. Компания Mercedes решила прекратить свою спортивную программу, а все оставшиеся гоночные автомобили в итоге пошли с молотка, а потом ещё долго действовал негласный запрет на установку мощных моторов на серийные автомобили. Также организаторы гонок были вынуждены пересмотреть существующие правила.
Роковое колесо
В целом ряде случаев причины аварии так и остаются загадкой, особенно если нет никакой очевидной технической неисправности или же зафиксированного на видеозаписи предшествующего события. Причину аварии, произошедшей в 1994 году на гран-при Сан-Марино, тоже установить не удалось. Эксперты, конечно же, выдвинули несколько версий, но так и не остановились ни на одной из них. По одной из них, шины болида «Формулы-1» были недостаточно прогреты, по другой, у болида были проблемы с рулевым управлением. Как бы то ни было, в этой аварии погиб известный автогонщик из Бразилии Айртон Сенна.
Что именно произошло во время аварии, до конца так и не удалось восстановить ни со слов очевидцев, ни по имеющимся видеозаписям. Для зрителей всё выглядело так, что гоночный болид на полной скорости покинул трассу и протаранил ограждение. При этом удар вырвал переднее колесо, и оно отлетело прямо в голову пилота. Аварийная бригада среагировала достаточно быстро, и гонщика оперативно доставили в больницу, но спасти уже не смогли. После инцидента организаторы пересмотрели своё отношение к безопасности гонок в сторону ужесточения мер.
Конец группы Б
Тот, кто проявлял интерес к автомобильным гонкам, обязательно слышал о легендарной группе Б, которая не дожила до настоящего времени. Одной из её особенностей были довольно либеральные требования к оснащению автомобилей, что периодически и приводило к неприятностям. Впрочем, проблем и без того хватало. К примеру, организаторы спустя рукава относились к подготовке трассы и её оборудованию всем, что только может понадобиться в экстренных случаях. В 1986 году это и привело к трагедии в ралли Корсики.
Одним из автомобилей, принимавших участие в гонках, был Lancia Delta S4. По признанию его пилота, в скорости с ним не могла поспорить ни одна машина. Правила группы Б позволяли установить под капот практически всё что угодно, поэтому инженеры, создававшие Delta S4, потрудились на славу, а точнее, перестарались, как только могли. Управлять мощнейшим болидом было очень непросто, тем более на плохо подготовленной трассе.
Хоть запись состоявшейся аварии никто не сделал из-за большой протяжённости трассы, но как стало ясно со слов очевидцев, пилот не справился с управлением, машина на большой скорости съехала с дороги и сорвалась в пропасть. Автомобиль упал с большой высоты и загорелся, а пожар начали тушить лишь через 20 минут после этого. У экипажа не было ни единого шанса. Впоследствии авария стала главной причиной закрытия группы.
Таран для зрителей
Впрочем, это была не единственная и не самая страшная авария в группе Б. Первой ласточкой, предшествующей закрытию группы, стал инцидент в Португалии в том же 1986 году. На тот момент гонки стали привлекать слишком много зрителей, который собирались вдоль трассы и без всякой заботы о собственной безопасности выстраивались вдоль дороги, а некоторые выбегали прямо на неё. В случае с машиной Ford RS200, которую пилотировал Йоахим Сантос, это вылилось в катастрофу.
Высокая скорость и отсутствие места для манёвра из-за столпившихся зрителей – идеальные условия для аварии. На одном из поворотов Сантос не смог удержать автомобиль и тот врезался в толпу. Три человека погибли и несколько десятков получили ранения.
Спортивные машины разбиваются не только на гоночной трассе, но и на обычных дорогах, причём некоторые исключительно по глупости водителя.