Колёса большого, «незаводского» диаметра дают много преимуществ, да и просто освежают внешний вид. В последнее время установка больших колёс превратилась в настоящий тренд, и большая часть почитателей подобного тюнинга совершенно не обращают внимание на возможные сопутствующие проблемы, а их после замены появляется очень много.
Зачем вообще ставят колёса большего диаметра
Установка колёс большего диаметра имеет много преимуществ, как явных, так и не очень. К примеру, за счёт этой несложной процедуры можно улучшить ходовые качества или увеличить проходимость.
- Увеличение дорожного просвета. Конечно, большие колёса не могут автоматически превратить автомобиль в вездеход, но некоторого прогресса в улучшении проходимости добиться можно. Даже если не трогать подвеску и не вкладывать в её улучшение баснословные деньги, вполне можно увеличить дорожный просвет в среднем на 5-15 миллиметров, в зависимости от автомобиля и технического потенциала. Благодаря этому на нём можно будет с несколько большим комфортом ездить по плохим дорогам.
- Увеличение средней скорости. За счёт увеличенного диаметра колёс средняя скорость немного увеличивается, но в полной мере это смогут ощутить лишь те, кому часто приходится ездить по трассе.
- Некоторое улучшение ходовых качеств. После смены колёс также увеличивается ширина шин, а значит, что немного вырастет площадь соприкосновения с дорожным покрытием и ширина колеи. В итоге это может немного стабилизировать поведение на дороге и улучшить ходовые качества на сложных участках.
В качестве бонуса автомобиль приобретает более интересный внешний вид за счёт больших колёсных дисков. Конечно, всё это не меняет того факта, что за подобные изменения и довольно радикальное вмешательство в конструкцию придётся расплачиваться. Недостатков гораздо больше, чем возможных достоинств.
Требования и ограничения
Во время установки колёс большего диаметра меняется весь комплект – и колёсные диски, и шины. Более масштабных изменений обычно не требуется, если нет желания радикально поменять вообще всё. В принципе, подобную замену можно считать штатной возможностью, поскольку производитель обычно предусматривает установку других колёс и даже указывает это в технической документации к автомобилю. В целом ряде случаев в более дорогих комплектациях присутствуют шины размером побольше, именно их и устанавливают в случае необходимости. Как бы то ни было, размеры дисков и шин, пригодных для использования с конкретным автомобилем, указаны в техническом регламенте модели.
Правда, среди тех, кто собирается пересесть на колёса побольше, лишь часть руководствуются голосом разума и следуют рекомендациям производителя. Остальные же без зазрения совести выбирают диски ещё большего размера, лишь бы можно было вместить в колёсные арки. Правда, здесь есть два интересных момента. Без модификации подвески размер всё равно будет ограничен, иначе колесо в арку просто не поместится, и к тому же придётся использовать низкопрофильную резину, чтобы компенсировать увеличение диаметра диска. Результат подобного улучшения получается очень интересным: автомобиль сверкает большими и красивыми дизайнерскими дисками, а низкопрофильная резина выглядит очень стильно и по-спортивному энергично. В половине случаев такие улучшения и делаются, чтобы сделать привлекательным внешний вид и хоть немного увеличить скорость без особых затрат.
Последствия
У всех автомобилей есть одна особенность: они построены в соответствии со строгими расчётами, включая и размер колёс, поэтому радикальное изменение одного из параметров без учёта других обязательно приводит к нарушению установленного баланса. А раз так, обязательно появятся какие-нибудь проблемы, а причина тому – многочисленные неучтённые нагрузки. Последствий у них много, и их никак нельзя назвать безобидными.
Увеличение неподрессоренной массы. Само по себе это не так уж и страшно, но опосредовано влияет на плавность хода и расход топлива. Тем более что колёса получаются более тяжёлыми, а значит, что силовой установке придётся прилагать гораздо больше усилий для их вращения. При этом вполне закономерно возрастает расход топлива, а динамика ухудшается. Всё это происходит из-за добавочного веса, который добавляется к колёсам. Также увеличивается нагрузка на отдельные детали, к примеру, на ступичные подшипники. Они рассчитаны на определённую нагрузку и при этом имеют конкретный ресурс. В то же время со сменой колёс нагрузка на них возрастает, а ресурс уменьшается в среднем на 20-30%.
Одной из причин возникающих перегрузок являются новые шины. Поскольку из-за слишком большого диаметра колёсных дисков приходится ставить низкопрофильную резину, вместе с ней появляется большая проблема – повышенная нагрузка на подвеску. Одна из особенностей таких шин – сравнительно слабый амортизирующий эффект, поэтому поездка по обычным дорогам с их неровностями и дефектами превращается в большое испытание. Они слишком тонкие, чтобы как следует гасить ударные нагрузки, которые ощутимо бьют по дискам и подвеске. Разумеется, это нисколько не способствует увеличению срока эксплуатации, ресурс подвески сильно снижается, да и диски от этого страдают. К тому же на более широких шинах трудно ездить по мокрой дороге, и автомобиль может легко занести из-за аквапланирования.
Один из самых больших минусов установки нештатных дисков – резкое повышение цены эксплуатации. Повышенные нагрузки и увеличенный износ некоторых узлов и деталей заставят владельца часто обращаться в мастерскую, в том числе и для замены дисков и шин. К тому же при длительной эксплуатации есть большой шанс за то, что со временем точность спидометра сильно упадёт, и он станет показывать заниженные цифры.
Как положено
Тем не менее установка нестандартных шин, имеющих гораздо больший размер, чем рекомендует производитель, стала своеобразной модой. Ради красоты и некоторого выигрыша в скорости владельцы устанавливают новые шины и диски, блестящие, красивые и незаконные. В соответствии с установленными правилами, машину можно обуть лишь в то, что предусмотрел производитель, и не более того. Такие ограничения появились, когда проанализировали статистику и определили, что целый ряд нестандартных вмешательств в конструкцию может спровоцировать аварию. Сейчас на машину можно установить только шины и диски, разрешённые техническим регламентом.
Самые большие колёса устанавливают на вездеходы. Те оснащаются колёсами низкого давления и могут преодолевать самое суровое в мире бездорожье.