Автоматическая коробка передач имеет немало плюсов. Она гораздо лучше приспособлена к эксплуатации в городской черте, а её использование не вызывает трудностей даже у начинающих водителей. Впрочем, её очевидный минус, а именно чрезвычайно дорогое обслуживание и ремонт, заставляет водителей долго и придирчиво выбирать машину в поисках АКПП с хорошей репутацией, чтобы хоть как-то снизить свои будущие расходы.
Насколько всё плохо
Самое большое преимущество автоматической коробки передач – минимальная сложность управления. В большинстве случаев от водителя требуется минимум действий, всё управление берёт на себя автоматика, включая и выбор оптимального режима работы коробки передач. Это практически идеальный вариант для движения в городской черте, да и двигатель не страдает от возможных перегрузок. Конечно, не обошлось без некоторых недостатков, но с ними вполне можно мириться. Вот только эксплуатация автомата оказалась с сюрпризом.
Одно из отличий АКПП от механики – чрезвычайная сложность конструкции. Отсюда и проистекают все сопутствующие проблемы, среди которых больший процент поломок, пониженный ресурс, дорогое обслуживание и совсем не дешёвый ремонт. Впрочем, и здесь случаются исключения, некоторые АКПП отличаются повышенной живучестью. Хоть они и не вечны, но обеспечивают куда большее время беспроблемной работы. Правда, большая часть из них уже стала историей, и аналогичных им производители выпускать упорно не желают.
Mercedes-Benz 722.4
Коробки передач 722.4 выпускались с 1981 по 1996 год, что уже само по себе говорит о чрезвычайно высокой популярности у водителей. за 15 лет было выпущено множество модификаций, а устанавливали этот 4-ступенчатый автомат на автомобили Mercedes-Benz классов Е и С, такие как W123, W124, W202 и W201. Также их можно было увидеть на флагманах S-класса W126. Автоматическая коробка передач работала с целой линейкой двигателей объёмом от 2,6 до 5,5 литра и выдерживала солидные нагрузки и очень большой пробег. Если на сегодняшний день и остались живые экземпляры, то считанные единицы.
Aisin U340E
Главное преимущество этой коробки – очень простая по сравнению с другими конструкция, которая отлично сочетается с прочными материалами и высоким качеством сборки. В итоге при бережном обращении и щадящем режиме езды на ней вполне можно было проехать до 300 тысяч километров, а ремонт в основном ограничивался заменой расходных материалов и чисткой. Конечно, U340E нельзя было назвать беспроблемной, но все возможные недостатки компенсировались чрезвычайно высокой надёжностью. Её устанавливали на множество тойотовских машин, таких как Toyota Yaris, Toyota Corolla, Toyota Avensis и прочие. Выпускали коробку передач с 2000 по 2014 год. Её «родственника» U341E устанавливали на полноприводные автомобили.
GM 5L40E
Ещё один рекордсмен – пятиступенчатая коробка передач GM 5L40E. В General Motors её разработку завершили в 1999 году, а с 2000 её устанавливали на целую линейку автомобилей принадлежащих концерну марок: Buick, Opel, Cadillac и прочие. Этой АКПП оснащались даже машины BMW, правда, под собственным именем A5S360R. География у неё тоже широкая, среди стран, в которые поставлялись (собирались) автомобили с этой коробкой, значатся Австралия, США, Китай, Великобритания и Россия. С GM 5L40E сочеталось много моторов объёмом 2-3,6 литра с крутящим моментом до 340 Нм. При должном обслуживании её пробег мог составить до 400 тысяч километров.
ZF 5HP24
Немецкий концерн ZF представил новый пятиступенчатый автомат в 1995 году. Изначально он предназначался для автомобилей BMW, оснащённых мощным двигателем V8 М62, но впоследствии его устанавливали и на британские Range Rover и «Ягуар». После некоторой модификации и усиления конструкции автоматическая коробка передач появилась на некоторых машинах Audi и на Фольксваген Phaeton. При этом она работала с двигателями объёмом до 6 литров, включая и W12.
Jatco JF414E
Компактная 4-скоростная коробка передач Jatco JF414E разрабатывалась и для бюджетных автомобилей. Её производили до конца прошлого десятилетия и устанавливали в том числе на машины Mazda поколений 2, 3, 5, 6, Ford Focus, Ford Fiesta, Nissan Almera, Datsun on-Do и прочих. АвтоВАЗ тоже устанавливал этот автомат на «Ладу Гранту» и «Ладу Калину». Правда, никто не подумал о том, чтобы хоть как-то ограничить водителя в его стиле вождения, поэтому он мог либо аккуратно пользоваться машиной и продлить жизнь АКПП до 300-400 тысяч километров, либо быстро заездить её до капительного ремонта.
Автоматическая коробка передач – чрезвычайно капризный агрегат и требует особого подхода, поэтому будет совершенно нелишним узнать несколько тонкостей обращения с ней.