Согласно собранной за долгие десятилетия статистике, самолёт является куда более надёжным и безопасным транспортным средством, чем автомобиль. Между тем, происшествия с самолётами всё же случаются с завидной периодичностью, даже с самыми надёжными из них. И не важно, кто в этом виноват: электроника, усталость материалов или банальный человеческий фактор. В каких-то случаях пассажирам везёт, а в каких-то не очень.
Воздух вместо топлива
Самолёты Cessna выпускались почти 90 лет и были известны по всему миру. Производитель прикладывал огромные усилия, чтобы поднять их надёжность и сделать доступным транспортным средством для частного использования. Правда, человеческая глупость легко может перечеркнуть все труды. В первой половине января 2021 года самолёт Cessna 412B почти сразу после вылета из аэропорта упал около города Олд-Бетпейдж, штат Нью-Йорк. Он свалился прямо на свалку и тут же развалился на части.
Самое удивительное, что на месте падения возникло лишь небольшое возгорание в районе топливного насоса, хотя должен был начаться солидный пожар, поскольку топлива в баках должно было быть много. Как оказалось, все баки были пустыми, а самолёт упал исключительно потому, что у него остановился двигатель из-за выработки топлива. Последовавшее расследование установило, что не было ни одной протечки ни на земле, ни в воздухе, а виноват во всём пилот, который попросту забыл заправиться перед вылетом. Сам пилот, мужчина 57 лет, остался жив, хоть его и помяло.
Спасённые парашютом
Производители всеми силами стараются сделать полёты более безопасными, а их инженеры время от времени выдают очень интересные идеи. К примеру. Специально для легкомоторных самолётов Cirrus выпустила систему безопасности Cirrus Airframe Parachute System. У подобных машин есть существенное преимущество – они чрезвычайно лёгкие. С одной стороны, это делается ради экономии топлива, что для частных лиц имеет чрезвычайно больше значение. С другой же, лёгкий самолёт при отказе двигателя никогда не упадёт камнем на землю. Набрав достаточную скорость, он сможет долгое время планировать и пролетит не один десяток километров.
Впрочем, инженерам из Cirrus этого показалось мало, они изобрели систему, открывающую аварийный парашют для самолёта, если у того в полёте откажет двигатель. Он обладает достаточным диаметром, чтобы удержать машину и плавно опустить её на землю. Благо, легкомоторные самолёты имеют облегчённую конструкцию. 11 марта 2023 году система CAPS спасла несколько жизней, остановив падение одномоторного самолёта Cirrus SR22.
Поездка с ветерком
Подавляющее большинство аварий случается либо с частными одномоторниками, либо с самолётами небольших авиакомпаний, где техническое обслуживание зачастую хромает на обе ноги. Большие авиаперевозчики крайне редко пополняют статистику ввиду наличия квалифицированных кадров и жесткой дисциплины. Если же это происходит, то в большинстве случаев с аварией связана интересная и необычная история.
В 1990 году очередной рейс British Airways вылетел из Великобритании и направлялся в Малагу, Испания, на борту было 87 пассажиров. Почти сразу после взлёта лобовое стекло в кабине вырвало из пазов, а пилота вытащило в окно потоком воздуха. Его тут же поймали за ноги и удерживали в таком положении, не давая вывалиться наружу, затянуть его внутрь было попросту невозможно. Борт сразу же развернули и посадили, хоть приборы и были разбиты вырванной дверью кабины. Как выяснилось после посадки, пилот был жив, хоть и находился в тяжёлом состоянии. Виновником же оказался механик, неправильно установивший стекло.
С пляжа в холод
Конструкция самолёта надёжно защищает пилотов и пассажиров от крайне агрессивной внешней среды на больших высотах. При высоте 10 тысяч метров над землёй, помимо разрежённой атмосферы, за бортом самолёта довольно холодно. Забортная температура зависит от географической широты, но в среднем составляет около -55 градусов Цельсия. В совокупности с высокой скоростью полёта, даже небольшая разгерметизация может причинить большие проблемы, даже не на максимальной высоте.
В 1988 году на Гавайях произошёл случай, продемонстрировавший всю опасность ненадлежащего технического обслуживания и пренебрежения элементарными правилами безопасности. Местный рейс, курсирующий между Гонолулу и Хило, через 23 минуты полёта частично развалился в воздухе на скорости около 500 км/ч. С его фюзеляжа над пассажирским отсеком потоком воздуха сорвало немалую часть обшивки.
Пилоты сразу же снизили высоту и сумели дотянуть до аэропорта. Правда, из-за полученных повреждений они не могли увидеть, выпущено шасси или нет, им пришлось помогать диспетчерской службе. Все пассажиры остались целы, не повезло только стюардессе, которая ходила по салону. Её выкинуло за борт.
Без дозаправки
Время от времени в воздухе случаются настоящие чудеса, а творят их обычные пилоты. В 2001 году из Торонто вылетел Airbus A330-243, принадлежавший компании Air Transat. Он следовал через Атлантический океан, направлялся в Лиссабон и перевозил около 300 пассажиров. Полёт проходил в штатном режиме без каких-либо случайностей или происшествий ровно до тех пор, пока пилоты не заметили опасно низкий уровень топлива. Само по себе это было удивительно, поскольку пилоты следуют установленной процедуре предполётной подготовки, а она написана на основе колоссального лётного опыта.
Дол пункта назначения они долететь не могли, самолёт не дотянул бы даже до побережья, поскольку оставшееся топливо очень быстро исчезало из баков. Пытаясь хоть как-то решить проблему, пилоты повернули в сторону Азорских островов, где располагалась авиабаза военных, но по пути один за другим остановились оба двигателя.
Последние 120 километров авиалайнер планировал. Благо, пилотам хватило опыта, чтобы самостоятельно сделать необходимые для этого расчёты и поддерживать самолёт в воздухе до самого аэродрома. Пилотам удалось сесть, выехав далеко за пределы взлётно-посадочной полосы. Удивительно, но при этом никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Как было потом установлено, утечка произошла из-за ошибок, допущенных во время технического обслуживания.
Самыми страшными самолётами в мире можно смело назвать «самолёты судного дня», с борта которых можно командовать нанесением ядерного удара по противнику.