Специалисты отечественного автопрома в своё время разработали немало автомобилей. Вот только лишь часть из них добралась до конвейера и предстала перед массовым покупателем. Далеко не все разработки увидели свет: одни имели нерешённые конструктивные проблемы, для других на тот момент просто не нашлось производственных мощностей.
Несостоявшийся предшественник «Нивы»
Специалисты МЗМА в 1957 оду начали работу над проектом собственного внедорожника. В нём была насущная необходимость, а лавры американского Willys MB не давали всем покоя. Взяв в качестве образца американский внедорожник, отечественные инженеры создали похожий на него кузов. На основе лонжеронной рамы с неразрезными мостами и зависимой подвеской создали два прототипа, «Москвич-415» и «Москвич-416». Вот только им достался двигатель от «Москвича-402», а он явно был слишком слабым для езды по бездорожью. Даже установка двигателя с 45 лошадиными силами и новой четырёхступенчатой коробкой передач не решали всех проблем. В итоге тентованный 415-й и цельнометаллический 416-й так и остались на уровне концептов.
Продолжение история получила в 1980 годах. Следующие два концепта «Москвич-2148» и «Москвич-2150» были созданы на основе агрегатов от 412-го. Их проходные качества улучшили добавлением блокируемого дифференциала с повышенным трением и принудительной блокировкой. 2148 сделали открытым с тентовым съёмным верхом, а 2150 обеспечили закрытым металлическим кузовом. Результат оказался лучше, чем в предыдущий раз, но к серийному производству так и не перешли. Для автомобилей не нашлось готовых производственных мощностей.
Очередными автомобилями, не попавшими на конвейер, стали полноприводные «Иж-14» и «Иж-5». Ижевские инженеры тоже сделали попытку создания внедорожника и представили свои разработки в 1972 и 1970 годах соответственно. Их ходовые характеристики оказались хуже, чем у ВАЗ-2121, поэтому в финансировании проекта отказали.
Проекты на базе «Москвич-412»
Целая серия новых автомобилей была разработана на базе 412-й модели. В 1970-1973 гг. были созданы три автомобиля серии 3-5, среди них был универсал и два седана. Последующие две модели имели кардинально переработанный дизайн салона и интерьер, а также некоторые улучшения в механике. Все пять моделей были забракованы министерством. Для производства первых трёх необходимы были большие вложения, а последние оказались слишком непривычными для консервативных чиновников.
Большим новшеством должен был стать проект «Дельта». Варианты, представленные на суд комиссии, обладали интересным дизайном и независимой подвеской. В министерстве проект не получил одобрения из-за своей необычности.
Экспортный внедорожник
В попытке создать конкурентоспособный автомобиль для экспорта был создан утилитарный внедорожник «Бора». Его построили на основе пространственной рамы и агрегатов от ВАЗ-2121. Машину ориентировали на страны Ближнего и Среднего Востока. Автомобиль испытали в пустыне в Арабских эмиратах, где он обошёл по результатам Nissan Patrol. Несмотря на успех, проект закрыли из-за недостаточного финансирования.
Минивэн «Москвич-2139»
Будущий минивэн был почти полностью разработан с нуля, от АЗЛК-2141 достались только подвеска и силовая установка. Его собрали на пространственной раме, на которую крепились пластиковые панели, оснастили климат-контролем и бортовым компьютером. Минивэн обеспечили обтекаемой внешностью. Полностью готовый прототип изготовили к 1988 году. Он имел все шансы на успех и серийное производство, однако грянувший кризис заставил забыть о новом автомобиле.
Новая «Волга»
Продолжение могла получить и всем известная «Волга». ГАЗ-3105 был разработан практически с нуля, для его создания не использовались зарубежные образцы. Автомобиль получил полный привод, дисковые тормоза, подвеску МакФерсон, дифференциал с принудительной блокировкой и пятиступенчатую механическую коробку передач. Ему даже создали собственный двигатель V8 мощностью 170 лошадиных сил и объёмом 3,5 литра. Кризис и распад СССР внесли свои коррективы: из-за большого числа зарубежных компонентов машина сильно подорожала. Было собрано всего 50 автомобилей.
Могла бы увидеть свет ещё одна версия «Волги» — ГАЗ-3115. Опытный образец увидел свет в 2003 году, он несколько упал в характеристиках и обладал независимой задней подвеской, задним приводом и двигателем мощностью 130 лошадиных сил. И в этот раз до конвейера дело не дошло, автомобилю опять не хватило финансирования.
Старые отечественные автомобили иногда получают вторую жизнь. К примеру, из «Буханки» УАЗ-452 собираются сделать внедорожник.