Pannonia: Конкурент для мотоциклов Jawa в советское время

В советское время пределом мечтаний многих любителей двухколёсного транспорта были мотоциклы Jawa. Они сильно отличались от того, что предлагали местные производители, поэтому повсюду бросались в глаза и пользовались немалым спросом. Был у них и конкурент, правда, не настолько распространённый: мотоцикл Pannonia от венгерской компании Csepel.

Венгерские мотоциклы

В своё время в городе Чепель (недалеко от Будапешта) находились предприятия Manfred Weiss Steel and Metal Works, занимавшиеся выпуском разнообразной техники. После войны и социалистической реорганизации предприятия не стало, вместо него появился огромный машиностроительный завод. Его продукция быстро набрала популярность не только на родине, но и в других странах. В частности, на заводе выпускались мопеды и мотоциклы.

Ассортимент мототехники был достаточно большим, чтобы удовлетворить спрос многочисленных покупателей. Мотоциклы с разным объёмом двигателя и разной конструкции отлично расходились по миру, в том числе и в Советский Союз. Одними же из наиболее популярных стали мотоциклы Pannonia.

Венгерские мотоциклы

Первоначально на предприятии «Чизель» выпускались копии немецкого мотоцикла, производство которых началось в 1947 году. В 1951 инженеры разработали новые модели TL, T5 и P10. Их оснащали мотором объёмом 250 кубических сантиметров с воздушным охлаждением. В зависимости от модели мотор выдавал от 16 до 18 лошадиных сил. Непонятно почему, но эти модели как бы застыли во времени: их дизайн нисколько не менялся за всё время производства до 1975 года.

В 1954 году появилась новая модель TL 250, а в 1956 на заводе произошла реорганизация, его переименовали и мотоциклы стали продавать под торговой маркой Pannonia. Модель TL 250 модернизировали, дополнительно появилось несколько новых модификаций, различающихся техническим исполнением. К примеру, модель TLB получила два раздельных сиденья, а TLD – генератор мощностью 60W для цепи зажигания. При этом немало мотоциклов вообще не увидело свет, все они остались на бумаге, на них сказалось недостаточное финансирование.

На первые мотоциклы, выпущенные под торговой маркой Pannonia, ставили двухтактные моторы объёмом 246 кубических сантиметров. Они выдавали 14 лошадиных сил при 5100 об/мин и могли разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 110 км/ч. Мотоциклы стали популярным среди начинающих мотолюбителей благодаря хорошей «тяговитости» и низкому расходу топлива – на 100 километров уходило в среднем 4 литра бензина. В сочетании с топливным баком объёмом 18 литров это позволяло преодолевать солидные расстояния.

После модернизации двигатель немного ожил, его мощность поднялась до 18 лошадиных сил, что только прибавило мотоциклам Pannonia популярности. При этом двигатель оказался «всеядным», он работал на любом бензине, какой бы не заливали в бак, что в советских условиях было огромным преимуществом.

Вскоре после модернизации и начался экспорт мотоциклов Pannonia в Советский Союз, который стал основным рынком сбыта. Доля экспорта мототехники в различные страны составляла 70% от производства. Современный на тот момент вид мотоциклов неизменно привлекал внимание. Правда, некоторые так и не добрались до своего покупателя: частично капотированная модель Pannonia Deluxe TLB вызвала массу нареканий от партийного руководства, посчитавшего такой расход драгоценного металла просто недопустимым. Производство модели закрыли и больше не возобновляли.

Мотоциклы Pannonia были рассчитаны на эксплуатацию с боковым прицепом. Но при этом приходилось обзаводиться облегчённой коляской, поскольку более тяжёлую мотоцикл физически не мог везти.

Как это ни удивительно, но своим закрытием Pannonia обязана желанию улучшить собственную продукцию. К 1970 годам мотоциклы устарели и нуждались в модернизации, поэтому была создана новая модель P20, которая представляла собой копию Yamaha YDS-2. Её оснащали двигателем объёмом 250 кубических сантиметров и мощностью 23 лошадиные силы.

К сожалению, новый мотоцикл оказался значительно сложнее и дороже предшественников. Основной покупатель продукции завода Советский Союз просто отказался их приобретать. Это заставило Pannonia закрыть нерентабельное больше производство мотоциклов и переквалифицироваться на выпуск велосипедов. Благо, на них к тому времени начал расти спрос.

Мотоциклов тоже коснулся глобальный переход к использованию электрической тяги. В этом направлении наметился большой прогресс: компания Segway представила концепт электромотоцикла, работающего на водородных топливных элементах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓