Первая мировая война стала своеобразным полигоном для испытания новых вооружений, которых никогда до того момента попросту не существовало. Германия тоже внесла свой вклад в разработку технологий, предназначенных для усиления огневой мощи собственной армии. Одним же из самых амбициозных проектов стала гигантская «Парижская пушка». Она использовалась совсем недолго и исключительно для бомбардировки Парижа в 1918 году, чем и заработала собственное прозвище.
Далеко и мощно
К моменту начала Первой мировой войны артиллерия фактически находилась в самом начале своей эволюции. Она уже делала определённые успехи на поле боя, но до совершенства было ещё очень далеко. Инженеры пытались повысить дальность стрельбы, но перед ними возникало очень много проблем. В принципе, сделать это было очень просто, всего лишь увеличив заряд пороха в снаряде и длину ствола. Во время выстрела порох сгорает и образует огромный объём пороховых газов, которые и разгоняют снаряд и выталкивают его из ствола. Чем длиннее будет ствол, тем выше окажется начальная скорость, поскольку расширяющиеся газы действуют как мощнейшая пружина. Вот только есть два нюанса.
Масса ствола при этом будет расти в геометрической прогрессии, ведь он должен будет выдержать огромное давление. В итоге вес орудия будет настолько велик, что его транспортировка превратится в большую проблему. К тому же есть и сугубо технические нюансы, ограничивающие возможности пушек. Впрочем, немецких инженеров из концерна Круппа это нисколько не остановило. Они разработали огромное орудие, способное забросить снаряд более чем на сто километров, но у него было несколько очень неприятных особенностей.
«Труба Кайзера Вильгельма»
По замыслу конструкторов, пушка Kaiser Wilhelm Rohr должна была обладать выдающимися возможностями, в частности, большой дальностью стрельбы, а ключом для этого был ствол феноменальной длины. И вот здесь и начинались все проблемы. На разработку и создание новых стволов не было ни времени, ни готовых производственных мощностей, поскольку подобной артиллерии никто и никогда не делал. Поэтому конструкторы решили взять уже готовые, максимально подходящие к их целям. За основу они взяли отслужившую своё гаубицу SK L/45 Max калибром 380 миллиметров.
Правда, отработанный ствол был слишком коротким, «всего» 16 метров, поэтому его пришлось наращивать. Сделали это при помощи вставки длиной 21 метр калибром 210 миллиметров. Ствол от гаубицы расточили, а потом поместили внутрь выставку с нарезной внутренней поверхностью. На далеко выступающую внутреннюю часть надели ещё один сегмент, уже гладкоствольный, нарастив при этом длину до 33 метров. И тут проявился первый из недостатков нового орудия – слишком большой вес, он составлял неимоверные 138 тонн. Чрезвычайно тяжёлый ствол прогибался и стрелять из него было совершенно невозможно. Конструкторам пришлось производить сложные расчёты и подвешивать его на тросах, чтобы исключить прогиб.
На этом трудности не закончились, для нового орудия пришлось изготавливать выстрелы уникальной конструкции. Прежде всего их сделали раздельными. Вес снаряда составил 120 килограмм, а к нему полагался 196-килограммовый пороховой картуз. От подобного снаряда вполне можно было бы ожидать взрыва солидной мощности, но в него удалось вместить всего лишь 15 килограмм взрывчатки. Большее количество могло сдетонировать во время выстрела, настолько большой была сила взрыва. Даже так пришлось разделить взрывчатку между двумя камерами, разделёнными при помощи перегородки с предохранителем. Трение о воздух разогревало снаряд, предохранитель плавился и переводил заряд взрывчатки в боевое состояние. При этом дальность выстрела была просто феноменальной, она составляла около 130 километров, причём часть его снаряд преодолевал в нижних слоях стратосферы, поднимаясь до 40 километров над землёй. Для придания вращения на него надевали два медных кольца, они врезались в нарезку ствола и обеспечивали вращательный момент.
Казалось бы, в этих снарядах не было ничего слишком уж необычного, но все они были разного калибра. Всё дело в том, что взрыв порохового заряда был настолько силён, что ствол не выдерживал и начинал деформироваться после первого же выстрела. Его диаметр постепенно увеличивался, и следующий снаряд садился в нарезку уже недостаточно плотно, из-за чего падала начальная скорость. Конструкторы нашли очень оригинальный выход: каждый последующий снаряд имел больший диаметр, чем предыдущий. Все они были пронумерованы, а использовать их требовалось в строго установленном порядке. Сам же ствол изнашивался очень быстро, из него нельзя было сделать даже ста выстрелов. В итоге «Парижская пушка» весила 256 тонн, поэтому её лафет установили на подвижную железнодорожную платформу. Она могла бы отлично послужить целям Германии, но в бою оказалась почти бесполезной.
Стрельба наугад
Длинный ствол до некоторой степени позволяет увеличить дальность стрельбы, но у него имеется и существенные недостатки. К примеру, при этом сильно страдает точность стрельбы. Чем длиннее ствол, тем меньше его жесткость, и германские конструкторы ощутили это в полной мере. Каждый выстрел из «Трубы Кайзера Вильгельма» вызывал сильнейшую деформацию ствола, поэтому погрешность составляла не сто метров и даже не тысячу. Разброс был огромен, а мишень должна была быть величиной с большой город, но даже так прицеливание представляло собой крайне сложную задачу. Подъём снаряда в стратосферу ставил перед орудийным расчётом сложную проблему, приходилось учитывать дополнительные переменные, например, силу и направление ветра, гравитацию и даже скорость вращения земли. Численность расчёта со всеми специалистами составляла около восьмидесяти человек.
Несмотря на свои немалые размеры, пушка могла использоваться исключительно в качестве оружия устрашения, поскольку её снаряды не могли нанести слишком большого урона. Впрочем, именно для этого её и использовали, обстреливая Париж с большого расстояния. Местные власти долго гадали, откуда и из чего могли стрелять, а потом безуспешно искали само орудие. Никто не мог даже предположить, что оно находится за сотню километров от города.
В итоге польза от «Трубы Кайзера Вильгельма» оказалась гораздо меньше, чем все затраты на её создание и эксплуатацию. Сколько их было всего построено, неизвестно. Через некоторое время немецкое командование решило отвести дальнобойную артиллерию в тыл и, по всей видимости, отдало приказ уничтожить всё, что с ней было связано, чтобы не отдавать орудие в руки противника. Ни одного экземпляра не сохранилось, даже документация была уничтожена. Информацию о ней удалось собрать лишь косвенную, включая несколько фотографий.
Одним из самых амбициозных артиллерийских проектов был рельсотрон, стреляющий стальными болванками и работающий от электричества.