Первый российский гироскутер: Гирокар Шиловского

Автомобильная история целиком и полностью состоит из инноваций и изобретений, и в самом её начале их было очень много. Первые десятилетия ХХ века были чрезвычайно богатыми на события, а некоторые из созданных машин могли похвастаться неординарной конструкцией, удивительной даже в настоящее время. Одна из них – удивительный гирокар, изобретение графа Шиловского.

Новые технологии

Среди многочисленных изобретений гироскоп занимает особое место. Его создал Ионн Боненбергер ещё в 1817 году, и какое-то время его считали бесполезным развлечением и не могли придумать никакого применения. Гироскоп в действии смотрелся действительно впечатляюще. Тяжёлая сфера помещалась в кардановом подвесе, а центральная его часть могла вращаться в нескольких плоскостях. Как только шар раскручивался до определённой скорости, его ось выравнивалась строго вертикально и находилась в таком положении независимо от того, под каким бы углом не наклоняли гироскоп. С этим нехитрым механизмом было интересно экспериментировать, он легко удерживал равновесие на кончике карандаша или на натянутой верёвке. Гироскоп служил отличной игрушкой ровно до тех пор, пока ему не нашли более практичного применения.

Лишь в 1852 году он начал приносить реальную пользу, когда Жан Бернар Леон Фуко, французский учёный, не сделал из него компас. Он смог усовершенствовать гироскоп и приспособить его для указания смены направления. Ещё дальше пошёл инженер Обри, он приспособил к вращению гироскопа электродвигатель, а потом поместил эту конструкцию в торпеду, чтобы стабилизировать её движение в воде. Учёные обнаружили интересную деталь: если гироскоп будет достаточно тяжёлым, при вращении он сможет удерживать в равновесии не только себя, но и конструкцию, частью которой он является. Именно этот эффект и использовал в своей работе граф Петр Петрович Шиловский.

Дворянин и гироскоп

Граф Шиловский был со всех сторон талантливым человеком. Оба его родителя, впрочем, как и многие его предки и родственники, состояли на царской службе и построили успешную карьеру. Петр Петрович тоже не отставал, он получил отличное правовое образование, занимал несколько важных постов, был губернатором, а в самый расцвет карьеры решил уйти в отставку, чтобы посвятить всё своё время юношескому увлечению техникой. Больше всего он интересовался гироскопами и пытался приспособить их к использованию в новых сферах деятельности.

В своё время он от корки до корки изучил работы первооткрывателей гироскопа – Боненбергера и Фуко, проникся ими и решил во что бы то ни стало посвятить своё время их дальнейшему изучению. Как только Шиловский отошёл от дел, он вплотную занялся исследованиями в этой области и смог продвинуться далеко вперёд. Он даже стал автором патента на устройство, которое может поддерживать в вертикальном положении практически любую технику, будь то поезд или телега. По мнению дворянина-изобретателя, перед гироскопами открывалось по-настоящему перспективное будущее, оставалось лишь придумать, как использовать эту технологию и где.

Гиропоезд

После долгих размышлений Шиловский решил попробовать новую технологию на железнодорожном составе. По его мнению, и сам поезд, и железнодорожные пути можно было усовершенствовать, упростить и сделать куда более дешёвыми, превратив их в монорельс, а сделать это он собирался при помощи гироскопа. Так можно было решить сразу несколько важных проблем. Во-первых, на создание подобной железной дороги требуется в два раза меньше стали, ведь рельс будет один, да и времени на прокладку потребуется меньше. Во-вторых, шасси вагонов с единственным опорным колесом имеет более простую конструкцию. Чтобы подтвердить свою теорию, Шиловский построил небольшую модель экспериментального монорельсового поезда и продемонстрировал её в 1911 году на проходившей в Петербурге выставке.

По сравнению с обычными поездами, монорельсовый обладал лучшей управляемостью, а дальнейшая его разработка обещала большие перспективы, но дальше демонстрации и общего признания заслуг дело не пошло. В финансировании проекта Шиловскому отказали, никто не захотел тратить деньги и время на неизвестные ранее экспериментальные технологии. К тому же тогда пришлось бы строить новые железные дороги, а на это точно никто бы не пошёл.

Автомобиль с гироскопом

Тем не менее Шиловский не опустил рук и попробовал найти финансирование в Великобритании. Правда, интересную, но лишённую перспектив идею о монорельсе он оставил и решил сосредоточиться на чём-то более компактном. Очередным его творением стал гиромобиль, машина, построенная на принципах гироскопа. Своей конструкцией он больше походил на мотоцикл: у него было только два колеса, но сверху вместо сиденья имелся полноценный автомобильный кузов.

Главная особенность этого необычного автомобиля – встроенный в его конструкцию гироскоп. Он весил около 600 килограмм и раскручивался отдельным электромотором, а тот в свою очередь работал от динамомашины, которую приводил в действие двигатель. Создаваемый гироскопом эффект оказался настолько сильным, что без труда удерживал двухколёсную машину в вертикальном положении, даже если её специально пытались перевернуть. Правда, весила она 2,75 тонны, но ехать на ней оказалось куда безопаснее, чем на мотоцикле.

В Великобритании Шиловский отправился в компанию Wolseley Tool & Motorcar Company и предложил местным специалистам взяться за воплощение своего проекта в жизнь. Те с энтузиазмом взялись за дело, и уже осенью 1913 года экспериментальная машины была готова к ходовым испытаниям. На последующие доработки ушло ещё полгода, а в 1914 году гирокар продемонстрировали широкой публике, и он произвёл настоящий фурор. Правда, Петру Шиловскому опять не повезло. Разразилась Первая мировая война, его разработки оказались никому не нужны, а созданный им гиромобиль ждала печальная судьба. Его перебрасывали с места на место, одно время экспонировали в музее, а потом и вовсе отправили в утиль.

За долгую историю было создано много удивительных поездов, куда более интересных, чем разработка Шиловского.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓