Российские военные и спецслужбы давно «распробовали» все преимущества тактических броневиков и активно ими пользуются, а обычные люди, поклонники больших и брутальных автомобилей, смотрят на них с большой завистью. Впрочем, производитель бронемобиля «Тигр» в своё время отреагировал на многочисленные просьбы выпустить гражданскую модель, но сейчас её почему-то нигде не видно.
Тигриная машина с арабскими корнями
Строго говоря, с «Тигром» всё было сложно с самого момента его появления на свет, а начинался он как частный заказ от компании Bin Jabr Group Ltd, базирующейся в Объединённых Арабских Эмиратах. Зачем им нужен был броневик, остаётся загадкой, но для его разработки они обратились на Горьковский автомобильный завод. Там переадресовали заказ в «Промышленные компьютерные технологии», дочернее предприятие ГАЗа, и те с энтузиазмом принялись за работу. В соответствии с имеющимся заказом они создали бронемобиль в трёх модификациях и провели испытания на профильном предприятии от Министерства обороны. К 2021 году броневик был полностью готов, и его отправили в ОАЭ на выставку для демонстрации перед заказчиком.
Там же, в Абу-Даби, на выставке вооружений состоялись и демонстрационные испытания, где прототипы продемонстрировали все свои возможности на лучшем уровне. Арабские заказчики остались очень довольны. Они с большим удовольствием рассматривали произведения российских мастеров, восхищались конструкцией и проведённой работой, а потом разорвали контракт в одностороннем порядке. Почему они это сделали, до сих пор остаётся загадкой. В их распоряжении остались сами машины и проектная документация. Изучив всё это как следует, они в 2005 году запустили производство собственных бронемобилей аналогичной конструкции. Впрочем, для России в этом всё равно был большой плюс – полностью готовая бронемашина. В конечном итоге её пустили в серию, а первым заказчиком стало Министерство внутренних дел. С этого и началась история одного из самых массовых российских бронемобилей.
Бронированное семейство
Министерство обороны быстро осознало все преимущества тактического бронемобиля. Он был гораздо манёвреннее, чем бронетранспортёр, и мог легко передвигаться по городской застройке, дорогам общего назначения и не слишком жесткому бездорожью. Благодаря конструкторскому гению и щедрому финансированию со стороны военных, «Тигр» обрёл немалое число модификаций.
Его приспособили для перевозки личного состава, для транспортировки различных грузов и для эвакуации раненых. К тому же функционал броневика значительно расширили при помощи различных вооружений и техники: пулемётов разного калибра, противотанковых ракетных установок, комплексов радиоэлектронной борьбы, средств связи и прочих. Для «Тигров» даже разработали боевые модули, позволявшие превратить военный внедорожник в требуемый вид техники. Облик «Тигра» стал узнаваемым, и производителю стали поступать сложные вопросы со стороны гражданских.
Гражданин внедорожник
Любителей серьёзного бездорожья интересовал жизненный вопрос: а будет ли производитель выпускать гражданскую версию бронемобиля? Интерес к такой машине был, но оставался серьёзный и очень тяжёлый вопрос огромной цены и платёжеспособности. В любом случае вся история с гражданской версией бронемобиля «Тигр» началась опять с арабского заказчика. Именно он захотел мирную версию броневика, пригодную для использования на дорогах обычного назначения. Большой и брутальный внедорожник с военными корнями имеет весьма солидный внешний вид, а проходимость у него едва ли не на порядок лучше, чем у любого массового автомобиля. Вот только дело опять не пошло. Когда проект был полностью завершён, заказчик из ОАЭ вышел из проекта и отказался от дальнейшего участия.
Готовый внедорожник ГАЗ-3121 продемонстрировали на выставке в Москве в 2006 году, а год спустя директор Арзамасского машиностроительного завода сделал анонс его серийного производства. Его цена для частного покупателя должна была составить более 7 миллионов рублей, что по тем временам было крайне много. Разумеется, желающих приобрести себе такой внедорожник не нашлось. За эту же сумму можно было купить какой-нибудь более престижный и комфортный автомобиль, да ещё и не один. Впрочем, если бы не цена, ГАЗ-3121 «Тигр-2» наверняка нашёл бы своего покупателя. Шасси ему досталось от военного предка, поэтому внедорожник имел огромный запас прочности.
Конечно, у него не было ни вооружения, ни брони, за счёт чего он сильно похудел и весил «всего» 3,5 тонны. Под капотом у него находился либо российский мотор ЯМЗ-5347-10, либо Cummins B205, а максимальная мощность составляла 205 лошадиных сил. Внедорожник получился просто огромным, его габаритная длина составляла 5700 миллиметров при ширине 2300 миллиметров, а топлива он съедал 15 литров на каждую сотню. На бездорожье он вёл себя отлично с дорожным просветом 40 сантиметров, да и в городской черте ехать в нём было вполне комфортно. В общем и целом, «Тигр-2» был и сейчас остаётся самым лучшим отечественным внедорожником. Впрочем, в серийное производство он так и не пошёл, его просто не стали бы покупать по такой цене.
Если же говорить о гражданских «Тиграх» вообще, то они были и есть. Правда, представляют они собой конверсионные автомобили, то есть переделанные из военных бронемобилей. Со списанных машин снимали броню и всё, что могло представлять особую ценность или просто быть секретным, после чего их продавали частникам. Дальнейшая же судьба бывших военных автомобилей складывалась по-разному, всё зависело лишь от количества денег у покупателя. Кого-то превращали в машину для охоты и рыбалки, а кому-то доставался люксовый салон и оснащение.
Отечественные бронемобили постоянно совершенствуются, а время от времени появляются очень интересные экземпляры, такие как броневик «Титан».