В период Первой и Второй мировой войны машиностроение переживало настоящий подъём. Для фронта требовалась довольно специфическая техника, включая и автомобили всех видов, поэтому инженеры работали изо всех сил, изобретая внедорожники, грузовики, вездеходы и совсем уж экзотический транспорт. Не стала в этом исключением и Великобритания, а одним из самых известных английских грузовиков того времени был Scammell Pioneer.
Английские военные грузовики
После окончания Первой мировой войны в Великобритании сложилась уникальная ситуация с армейскими грузовиками, а точнее, с их почти полным отсутствием. Война закончилась, мюнхенские соглашения вступили в силу, а британское правительство излишне расслабилось, не пожелав извлечь из войны некоторые уроки. К примеру, английской армии катастрофически не хватало военных грузовиков. Конечно, вообще грузовики были, но почти все они являлись всего лишь коммерческими машинами, не очень хорошо приспособленными для работы на поле боя.
Во-первых, гражданские грузовые автомобили не обладали столь важными для войны качествами, такими как огромный запас прочности, высокая надёжность, простая конструкция и чрезвычайно большая ремонтопригодность, позволяющая отремонтировать машину где-нибудь в поле под дождём при помощи молотка и куска проволоки. Во-вторых, проходимость грузовиков тоже оставляла желать лучшего, поскольку во время разработки она не стояла на первом месте. В-третьих же, в оснащении армии транспортом участвовало несколько производителей, а в результате вместо пары унифицированных моделей получился настоящий зоопарк, обслуживать который было совсем непросто.
Впрочем, на этом фоне всё-таки был производитель, который уделял внимание как раз созданию военного транспорта, ориентированного на чрезвычайно жесткие условия эксплуатации, плохую погоду и ужасные дороги. Это была компания Scammell, разработавшая несколько очень интересных грузовых автомобилей.
Из глубинки на фронт
Изначально Scammell Pioneer разрабатывался для эксплуатации в крайне жёстких условиях, которые были обычным делом для британских колоний. Отсутствие хоть каких-то дорог, плохое обслуживание и частое отсутствие запчастей создавали кучу проблем. Именно поэтому компания и постаралась разработать неприхотливый грузовик, который мог проехать где угодно и не требовал наличия мастерских, оснащённых по последнему слову техники того времени. Так появился автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 6х4. Его конструкция оказалась действительно потрясающей даже по меркам настоящего времени.
Сам автомобиль комплектовался огромными колёсами, позволявшими сами по себе выбраться практически с любой раскисшей дороги. Ещё больше возможностей открывала подвеска, которая обеспечивала ход колёс более 600 миллиметров, благодаря чему «Пионер» легко мог преодолевать серьёзные препятствия. При этом жесткий передний мост на рессорах мог наклоняться из стороны в сторону, что само по себе обеспечивало дополнительную устойчивость и позволяло преодолевать наклонные поверхности без риска опрокинуться. Задний мост с двумя осями имел не менее интересную конструкцию. Фактически он представлял собой единую тележку, к которой рама крепилась при помощи шарниров. Все преимущества своего творения инженеры показали во время первой демонстрации «Пионера» в 1927 году. Передними колёсами автомобиль заехал на вертикальную стену, а все четыре задние так и остались на земле.
Хоть у «Пионера» и нем было полного привода, но благодаря двигателю с низкими оборотами силовая установка обеспечивала отличную тяговитость. Автомобиль обещал большие перспективы, и даже британские военные проявили к нему некоторый интерес. По их мнению, его вполне можно было использовать в качестве армейского тягача, поэтому для тестирования они купили один экземпляр, сделали из него танковоз и снабдили его 18-тонным прицепом. В итоге для нужд армии разработали полноприводный вариант, и некоторое время армия его с удовольствием покупала. Приняв во внимание все замечания военных, компания в 1935 году представила свой первый грузовик, созданный исключительно для военных целей.
Это был тягач Pioneer R100, разработанный для транспортировки артиллерийских орудий. Любопытно, что он существовал в трёх модификациях с разными типами шасси: колёсным, гусеничным и полугусеничным. Гусеничный тягач, к примеру, предполагалось использовать в самых жестких условиях, за основу для него взяли шасси от танка, а внутри оборудовали место для орудийного расчёта. Тягач Pioneer R100 активно использовали во время Второй мировой войны. Правда, компания не смогла полностью удовлетворить спрос, поскольку за всё время собрала только 980 тягачей, но этого было слишком мало. Тем более что большая часть из них была либо уничтожена, либо брошена во время бегства Британских экспедиционных сил из Франции летом 1940 года.
Ещё одним военным грузовиком от Scammell была тяжёлая эвакуационная машина, а первую из них собрали в 1936 году. Его снабдили прочной грузовой платформой, а на неё установили подъёмный кран со складной стрелой. Самая интересная в нём деталь – комплект из двух гусениц, при помощи которых можно было превратить грузовик в настоящий гусеничный вездеход. Для этого требовалось всего лишь надеть гусеницы на колёса.
Последней модификацией был танковоз. Он снабжался прицепом и поначалу имел грузоподъёмность 20 тонн (TRCU20), но в дальнейшем её увеличили вполовину (TRCU30). Единственным недостатком был тот самый прицеп. Его невозможно было отцепить, поэтому танковоз получился слишком громоздким и не очень удобным. Его использовали некоторое время, но впоследствии отказались в пользу более удобной машины.
После окончания Второй мировой войны осталось её большое наследие – огромное количество ржавой военной техники, включая и боевые самолёты, разбросанные по всему миру.