Отыскать человека, который бы ни разу не слышал о такой автомобильной марке, как Porsche будет достаточно сложно. Все потому, что история компании действительно очень богатая и насыщенная на события. Тем удивительнее в данном ключе осознавать, что определить точную дату рождения предприятия почти невозможно. Условной точкой отсчета истории предприятия принято считать 6 марта 1931 года. С чего же началась история производителя?
Начало истории
Офис с изящной вывеской на входе с надписью на немецком гласящей: «Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG», — открылся в Штутгарте весной 1931 года. Загадочные письмена расшифровываются всего лишь, как «Акционерное общество доктора инженерных наук Фердинанда Порше» — скромно и со вкусом. Созданная Фердинандом Порше компания сначала занималась оказанием услуг в области разработки двигателей и автомобилей. Речь одновременно шла об услугах непосредственного конструирования, а также о консультационных услугах другим конструкторам.
На тот момент немецкий инженер был уже хорошо известен во всей Европе, так как успел поработать на ряде руководящих и конструкторских должностей в компании Daimler-Benz AG. Там на момент 1906 года Порше занимал должность главного конструктора, а по совместительству еще и должность технического директора. Так что, когда в 1930-е Фердинанд открыл собственный офис, недостатка в заказах у него не было от слова «совсем». Доходы молодая компания получала от разработки собственных моделей, а также от помощи другим предприятиям на непростом поприще автомобильного конструирования.
Между Сталиным и Гитлером
В 1932 году Фердинанд Порше мог стать министром промышленности СССР. Он побывал в Советском Союзе, где встречался с руководством страны. Отечественная разведка плотно занималась немецким техническим гением. Порше посетил многие советские машиностроительные предприятия. Обольщали инженера масштабом предстоящего автомобильного строительства (и не только). Однако в конечном итоге Фердинанд отказался от приглашения переехать, будучи все-таки «человеком своей страны». В итоге, он стал трудиться не на Сталина, а на Гитлера.
Как раз в 1930-е годы фюрер сделал серьезную имиджевую ставку на создание нового народного автомобиля. Разработчиком легендарного «Жука» стал наш герой, который представил сразу три прототипа. Нацисты собирали деньги на строительство нового завода со всей страны. Вкладывались в проект простые граждане. Предприятие построили уже в 1936 году. Однако вместо того, чтобы в 1938 получить первых «Жуков», простые немцы получили на руки повестки в армию.
А дальше была война. Первые партии «народных автомобилей» национализировали и отправили на государственную службу. Обвинить Фердинанда Порше в сотрудничестве с нацистами достаточно сложно, с одной стороны. С другой, без дела Порше не сидел: разрабатывал машины для армии, даже сделал собственный прототип «Тигра», впрочем, он в серию так и не пошел. Кроме того, им занялась уже немецкая разведка, которая требовала у Порше сведения о советской промышленности. Уже после войны был осужден по инициативе французской стороны и отсидел 20 месяцев в тюрьме, после чего был отпущен. Из-за подорванного здоровья отошел от дел. Предприятие также пострадало из-за введенных бомбардировок союзников, санкций и конфискаций, впрочем, дело спасли местные инвесторы, а бизнес перешел к его сыну Фердинанду «Ферри» Антону Эрнсту Порше.
Вклад спорный и бесспорный
Фердинанд Порше был человеком своего времени и сыном своей страны. Еще на старте своей карьеры, инженер первым предложил идею создания автомобиля на электронной тяге и свинцовых аккумуляторных батареях. Им также была создана одна из первых гибридных силовых установок. Под руководством Фердинанда были созданы такие известные в свое время авто, как Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR. Знаменитые спорткары Mercedes, модели S и SS в 1920-е были также созданы благодаря Порше, который сделал огромный вклад в развитие компрессорных автомобилей. Уже упомянутый Volkswagen Beetle был создан благодаря нашему герою.
С проектировкой военной техники Фердинанду везло меньше. Большинство его разработок оказались или неудачными, или просто не пошли в серию. Прототип Panzerkampfwagen VI Tiger P, амфибия на базе гражданского «Жука» Porsche Type 166, самоходка Porsche Typ 205 – вот далеко не полный список военных проектов инженера.
В продолжение темы читайте про то, как электрокар Porsche Taycan Turbo показали в Германии: что известно о конкуренте Tesla.