Когда звучат слова «Made in China» у многих людей тут же перед глазами встает подпольная фабрика по производству джинсов расположенная в подвале какого-нибудь здания, где сутками напролет трудится сотни несчастных китайских работяг, дающих на выходе копии известных брендовых товаров с поразительно низким уровнем качества. Удивительно, но данный стереотипный образ распространяется и на китайский автопром. Противники тамошних авто любят указывать в первую очередь на то, что машины из Поднебесной быстро теряют в цене и еще быстрее ломаются. Так ли это по состоянию на 2020 год?
Общая ситуация
Сегодня на российском рынке числится более полумиллиона китайских автомобилей. Абсолютными лидерами по популярности являются марки Chery, Great Wall, Lifan и Geely. Встречаются и другие, более экзотичные марки, одно их число невелико, во всяком случае относительно лидеров списка. На самом деле 600 тысяч авто из поднебесной – это не много. Хотя рынок китайских изделий постоянно растет, одних только автомобилей марки «Тойота» в РФ зарегистрирован более 4 млн единиц по состоянию на конец 2019 года. При этом рынок поддержанных «китайцев» является одним из самых активно развивающихся – плюс 4% по итогам минувшего года.
Вопрос цены
Стоит понимать, что любой автомобиль (если на нем только не ездил Элвис Пресли, Черчилль или Ева Браун) с годами теряет в цене. Китайские автомобили теряют в цене по-разному. Зависит это от конкретной марки, модели и года выпуска. Разбежка цифр составляет минус 4-33%. Дно выглядит катастрофическим, однако только в первом приближении. Сильнее всего дешевеют кроссоверы, однако это участь не только китайских экземпляров, но и аналогичных авто от любых других производителей. Средний показатель потери цены в первый год для них составляет 15-20%.
Важным преимуществом китайский подержанных автомобилей является то, что у них за все время был всего один или два владельца. На примере все тех же кроссоверов можно заметить, что почти 63% автомобилей данного класса на вторичном рынке имеют всего одну единственную запись в ПТС. Почти все остальные успели сменить 2 владельцев.
Вопрос ликвидности
Скрывать нет смысла – перепродать китайский автомобиль на вторичном рынке действительно очень сложно. Среднее время продажи для наиболее ходовых моделей – 1.5-2 месяца. Для лучшего понимания вопроса стоит добавить, что схожие по популярности машины от европейских или японских производителей находят новых хозяев примерно в 2-3 раза быстрее. Кроме того, у китайских машин куда выше риск и вовсе зависнуть на рынке. На ликвидность владельцы машин из Поднебесной жалуются чаще, чем собственники отечественных моделей на коррозию.
Вопрос ресурса
Слухи о том, что китайские авто сильно подвержены коррозии – вовсе не слухи. Покрытие кузова антикоррозийным составом – обязательная статья расходов каждый год для «счастливого» обладателя машины из Поднебесной. Хуже всего с лакокрасочным покрытием и толщиной кузовного металла дела обстоят у моделей возрастом 7 лет и старше. В оправдание можно сказать, что аналогичные бюджетные модели от западных и восточных производителей немногим лучше в этом отношении.
А вот насчет надежности китайские автомобили (как правило) ругают почем зря. Есть несколько неприятных исключений в сегменте кроссоверов, однако в целом «китайцы» вполне надежны. Это вдвойне удивительно при осознании того факта, что качество китайской сборки все еще оставляет желать лучшего. Особенно, когда речь заходит о салоне автомобиля.
Действительно слабым местом китайских машин является подвеска. Это общий недуг характерный для всего автопрома Поднебесной вне зависимости от конкретной марки модели машины. С двигателями у китайских авто, проблем почти нет. Машины 2013-2015 годов выпуска в этом отношении и вовсе почти идеальны. Есть вопросы к коробкам передач, как к МКПП, так и к АКПП. Еще одна важная проблема «китайцев» — электроника. Особенно актуально это для транспортных средств в возрасте. Осложняется ситуация еще и низким уровнем дилерского обслуживания на территории России.
Вопреки всему перечисленном, абсолютно новый китайский автомобиль способен прослужить верой и правдой 5-7 лет. Менять при этом придется (скорее всего), только расходные материалы.
В продолжение темы читайте про того, кто круче RAV4, доступнее Tiguan: китайцы подготовили два премиальных кроссовера.