Ветераны неба: Штурмовики эпохи холодной войны

Значение военной авиации сложно переоценить, поэтому её развитию и совершенствованию всегда уделяется большое внимание. Периодически появляются новые самолёты разного назначения, обладающие улучшенными лётными и боевыми характеристиками. Несмотря на это, некоторые модели остаются на вооружении по несколько десятилетий, поскольку им не находится достойной замены. К таким можно отнести отечественный штурмовик Су-25 и американский A-10.

Боевые лошадки

Эти самолёты уже больше 40 лет находятся на вооружении и отказываться от них пока что никто не собирается. Су-25 был принят на вооружение в 1981, а A-10 ещё раньше, в 1977 году. Для вооруженных сил обеих стран это приобретение оказалось поистине незаменимым, поскольку штурмовики обладали сразу несколькими качествами, делавшими их идеальными для ведения боевых действий.

Оба самолёта активно использовались во время вооружённых конфликтов, например, в Сирии и Афганистане, где и показали всю свою незаменимость.

Стоимость. Как ни посмотри, но крайне сложно использовать технику, стоимость эксплуатации которой превышает любые мыслимые пределы. Чем она больше, тем реже сможет осуществлять вылеты самолёт исключительно по экономическим соображениям. В этом плане A-10 Thunderbolt II не имеет себе конкурентов: стоимость часа его лётного времени в два раза меньше, чем у F-35, которым планировалось заменить штурмовик. У Су-25 ситуация аналогичная.

Надёжность. Как и любая другая техника, боевые самолёты ломаются, а их ремонт стоит немалых денег. Конечно, отремонтировать можно любой самолёт при наличии запасных частей, но всё опять упирается в финансы, а также в подержание боеспособности технического парка. Поломки, конечно, у этих самолётов были, но в процентном соотношении пригодных к использованию машин оставалось гораздо больше, чем в других случаях.

«Живучесть». Во время выполнения боевых задач самолёт вполне ожидаемо получает повреждения определённой степени серьёзности от противовоздушных комплексов или авиации противника. Учитывая это, конструкторы постарались создать штурмовики, которые могли бы вернуться на базу, невзирая ни на что. Им вполне это удалось: самолёты могли получать серьёзные повреждения, но при этом возвращаться на место дислокации, имея десятки попаданий от зенитных орудий.

Так кто же лучше

Су-25 и A-10 оба показали себя с лучшей стороны во время боевых действий в многочисленных военных конфликтах. Вот только по целому ряду показателей американский штурмовик превосходит своего собрата по классу.

Вероятно, самый важный из них – это вооружение. На борту A-10 установлена мощная авиационная пушка системы Гатлинга калибра 30 миллиметров. Конечно, у Су-25 тоже имеется 30-миллиметровая пушка, но она несколько уступает по скорострельности (3000 и 3900 выстрелов в минуту) и сильно проигрывает по боезапасу (более чем в 5 раз).

К тому же американский штурмовик оснащается более совершенными ракетами с большим радиусом действия, способными наводиться на цель самостоятельно. У Су-25 наведение происходит при помощи лазерного целеуказания, поэтому пилот вынужден сохранять позицию, пока ракета не попадёт в цель, что подвергает его большому риску.

Ещё одно отличие – лучшая выживаемость американского штурмовика, которая обеспечивается несколькими конструктивными особенностями. Оба двигателя А-10 расположены далеко друг от друга и частично закрываются крыльями от наземного огня, что хоть немного снижает опасность их повреждения. К тому же у него двухкилевое хвостовое оперение, поэтому самолёт не останется неуправляемым в случае повреждения одной из его частей.

Манёвренность обоих штурмовиков находится практически на одинаковом уровне, но в некоторых лётно-технических характеристиках американский явно выигрывает. Прежде всего в боевой нагрузке, которая почти в два раза больше (7258 против 4340 килограмм), что существенно ограничивает вооружение. К тому же А-10 летает дальше и поднимается выше, хоть и несколько проигрывает в максимальной скорости. С российским (советским) штурмовиком злую шутку сыграла экономия и нехватка финансирования, поэтому он пока что значится в отстающих.

Чего нельзя было ожидать от истребителя, так этого того, что его выставят в гонках против болида Формулы-1.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓