7 легендарных советских спорткаров, созданных на заре отечественного автопрома

В Советском Союзе активно работали над созданием спортивных автомобилей, которые смогут ставить национальные, а может быть, и мировые, рекорды в скорости. Как оказалось, начинать надо было всё с самого нуля, чем и занялись советские энтузиасты и инженеры ещё в 1930-х годах, восполняя технический вакуум в этой сфере.

ГАЗ-А-Спорт

Одним из первых спорткаров, созданных в Советском Союзе, был ГАЗ-А-Спорт. На тот момент у отечественных инженеров не было никакого опыта в конструировании автомобилей с повышенными динамическими характеристиками. Поэтому Антону Гирелю всё пришлось начинать буквально с нуля.

Основой для спортивного автомобиля послужил распространённый для тех лет ГАЗ-А. Автомобилю на 30 см удлинили колесую базу, а также вручную изготовили новый обтекаемой формы кузов, лишённый выступающих элементов, таких как фары, крылья и прочие. Убрав всё лишнее, получилось уменьшить вес автомобиля до 950 кг. Вместо оригинального двигателя установили ГАЗ-М1. Хоть он и был далеко не самый новый или мощный, но гораздо лучше, чем изначальный. Чтобы увеличить мощность мотора, Антон Гирель его модифицировал. Сохранив оригинальный объём, он увеличил степень сжатия, установил дополнительный карбюратор, а также заменил выхлопную систему на прямоточную. Этим удалось увеличить мощность до 55 лошадиных сил.

Среди четырёх подобных автомобилей, сконструированных такими же народными умельцами, ГАЗ-А-Спорт Гиреля в заезде, устроенном в 1937 году, занял первое место. Он установил первый советский рекорд 129 км/ч.

ГАЗ-ЦАКС

В.И. Ципулин, тоже решивший принять участие в создании спорткара, имел достаточно большой опыт по конструированию автомобилей. Основой для гоночного автомобиля ему послужил ГАЗ-А, выпущенный в 1932 году. Вся его конструкция была серьёзно переработана: заднюю часть рамы для уменьшения веса машины выгнули вверх, переработали переднюю подвеску, установили гидравлические амортизаторы. Кузов изготовили из стальных листов, придав ему более обтекаемую форму. Монтировали кузов на деревянной раме, что позволило сделать конструкцию ещё легче. Машина приобрела совершенно новый внешний вид, более эргономичный и с хорошим дизайном.

Серьёзной доработке подвергся и двигатель. На него установили новый алюминиевый блок цилиндров, а также увеличили до 6 степень компрессии. Двигатель смог выдать мощность 60 лошадиных сил и 3100 оборотов в минуту. Итогом всех работ стал первый гоночный автомобиль, собранный профессиональными конструкторами. К сожалению, в импровизированных гонках его не получилось разогнать более чем до 131 км/ч, двигатель начинал вести себя нестабильно. ГАЗ-ЦАКС оставили позади машины, собранные из старых запасных частей.

ГАЗ-ГЛ-1

Это был первый гоночный болид, созданный в заводских условиях. Над ним работали инженеры ГАЗ. За основу взяли серийно выпускавшийся ГАЗ М-1, во многом его переделав. Кузов болиду пришлось делать полностью новый, как и форсировать силовую установку. Из старого двигателя выжали всё, что сумели, установив два карбюратора и поработав над системой впрыска и выхлопа. В результате его мощность удалось увеличить до 65 лошадиных сил. Автомобиль разгонялся до 147 км/ч.

До начала войны смогли выпустить ещё одну модификацию болида. Его обеспечили закрытым кузовом и двигателем в 100 лошадиных сил. Потом о его существовании забыли.

Победа-Спорт

На заводах ГАЗ также выпускались спортивные автомобили, претендующие на эксклюзив. Автором одного из них стал Алексей Смолин, разработавший ГАЗ-СГ1, который впоследствии проходил по всем документам, как Победа-Спорт. Во время разработки первой его версии большое внимание уделялось аэродинамике. Обтекаемый аэродинамический корпус дополнили накладками из дюраля, чтобы сгладить завихрения. На динамические показатели также повлияли плоское дно и снижение массы за счёт использования алюминиевого сплава в конструкции автомобиля.

Мощность двигателя в первых моделях удалось нарастить до 62 лошадиных сил, увеличив его объём, установив дополнительный карбюратор и по две свечи на цилиндр. В последующие годы больше внимания уделялось двигателю. Увеличение скорости и мощности до 106 лошадиных сил позволило этому автомобилю завоевать многочисленные награды. На модификацию ГАЗ-ТР «Стрела», выпущенную в 1954 году, установили даже реактивный двигатель. Правда, на испытаниях он разбился.

ЗИС-101А-Спорт

Некоторые автомобили выпускались в единственном экземпляре. Таким был ЗИС-101А-Спорт, при создании которого использовали многие новшества в отечественном автопроме. Автомобиль получил шестилитровый двигатель мощностью 141 л.с. Максимум, чего удалось достичь — 164 км/ч, хотя расчётная должна была составить 180 км/ч.

Советский автопром разрабатывал немало интересных автомобилей, назвать которые «обыкновенными» язык не повернётся.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓