Пятёрка Советских вездеходов на платформе с пневмокатками

Во времена Советского Союза, когда массово отправлялись экспедиции для поиска месторождений и прокладывались дороги, возникла острая необходимость в транспорте с высокой проходимостью. Поэтому во второй половине 1950-х годов инженеров сильно заинтересовал американский проект вездехода, построенного на необычной платформе с пневматическими катками.

Баллоны вместо колёс

Грузовая платформа на нестандартных колёсах принадлежала компании Four Wheel Drive Auto, занимавшейся созданием полноприводных грузовиков. Инженеры компании грузовую платформу поставили не на стандартные колёса, а на широкие пневматические баллоны, снабдив парой каждую тележку. Каждый пневмокаток представлял собой армированную пневматическую камеру, состоявшую из нескольких слоёв резины.

Использование катков имело большой практический смысл: сразу же увеличивалась площадь сцепления с грунтом, а эластичный каток легко изменял свою форму, приспосабливаясь к сложному рельефу. Американская грузовая платформа Teracruzer стала толчком, запустившим целую череду смелых экспериментов.

МВТУ

Авторство первой разработки принадлежит специалистам университета имени Баумана. Чтобы не заниматься безнадёжным делом и не создавать всё с нуля, они решили для этих целей использовать ГАЗ-69. Новая платформа сильно отличалась от привычного всем грузовика, поэтому раму пришлось сильно модифицировать. Все основные узлы и агрегаты, включая двигатель, трансмиссию и элементы кузова, тоже взяли от ГАЗ-69. Результат получился крайне непривычным и несуразным на вид.

Несмотря на это, МВТУ показал потрясающую проходимость. Эдакий внедорожник на трёх катках-бочках успешно преодолел все препятствия во время испытаний, а пришлось ему не сладко: машину гоняли по снегу, песку и болотам. Вот только на обычных дорогах широченные шины быстро изнашивались, а для езды с ними приходилось прикладывать большие усилия из-за высокого сопротивления.

МВТУ-2

Идея оказалась настолько интересной, что дальнейшие изыскания продолжились с новой силой. После того как свои идеи предложили в том числе и специалисты из НАМИ, появился второй вариант машины на катках – МВТУ-2. Кузов многострадального ГАЗ-69 разработчикам пришлось разворачивать в обратную сторону, по-другому огромные пневмокатки просто не становились.

В результате внедорожник уже на четырёх катках перещеголял даже своего предшественника, спокойно взбираясь на встречающиеся препятствия. Вот только резина «заканчивалась» быстрее, чем топливо, не выдерживая нагрузок. Долгим путём проб и ошибок инженеры подобрали подходящие шины низкого давления.

Полноприводный вездеход ЗИЛ

К работам в интересном направлении подключились и ЗИЛовцы. В основу их вездехода, испытанного в 1964 году, легла платформа от ЗИЛ-157К. От него же взяли кузов, двигательную установку и основные узлы. Новую машину ЗИЛ-132С также поставили на четыре катка, каждый из них был шириной 1 метр. Их разрабатывали специально для этого проекта, позаботившись о повышенной грузоподъёмности.

Дальше опытного образца проект не пошёл: грузовик оказался слишком тяжёлым и очень неповоротливым. Установленный в нём двигатель не мог везти по бездорожью ЗИЛ-132С весом 5 тонн, а решение сделать поворотным задний мост было ошибочным: на разворот требовалось слишком много места. В итоге прототип пустили на лом, а проект закрыли как бесперспективный.

Восьмиколёсная грузовая платформа

Самый впечатляющий проект представили специалисты НАМИ. Их грузовик НАМИ-094 (ЭТ-8) был сборной солянкой из узлов и агрегатов различных машин. К примеру, двигатель ему достался от 375-го УРАЛа, а трансмиссия – от МАЗ-501. Он опирался на две тележки, в каждую из которых вошли четыре пневматических катка. Поворотной была передняя тележка. Экипаж при этом размещался в кабине от армейского тягача, а сзади была грузовая платформа с жесткими металлическими бортами.

Испытания вездехода, состоявшиеся в 1963 году, показали массу недостатков грузовика. Он оказался слишком тяжелым и весил 12,6 тонны, был малоподвижным и плохо слушался управления. В результате его забраковали и от дальнейшего развития проекта отказались.

Вездеходы различных конструкций разрабатывают и сейчас. Их размер и возможности зависят исключительно от фантазии разработчиков: это может быть и огромный вездеход с вагоном, и компактный трицикл.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓