По снегу и болотам: Вездеходы, для которых нет преград

На отечественных просторах внедорожная техника всегда была очень востребована. Она и сегодня пользуется большим спросом у тех, кому часто приходится добираться к месту назначения в условиях полного бездорожья. Начатая ещё при Советском Союзе работа по созданию внедорожных машин продолжается и сейчас с большим успехом. Результатом работы многочисленных инженеров и конструкторов становится подчас специфичная и даже весьма странная техника, которой не место на обычных дорогах.

«Шерп»

Вездеход авторства питерского изобретателя появился в конце 2000-х годов. С тех пор, как его довели до серийного производства, конструкция «Шерпа» постоянно совершенствуется. Благодаря полученным возможностям вездеход стал одним из лучших транспортных средств, пригодных для использования в условиях полного бездорожья.

Его не остановят снег, грязь или открытая вода, он легко взбирается на препятствия высотой до одного метра, при необходимости снегоболотоход может даже преодолевать открытые водоёмы. «Шерп» держат огромные колёса и герметичный понтонный кузов, благодаря чему он обладает способностью выбираться из воды на лёд.

При необходимости колёса можно спускать и накачивать централизовано, в качестве компрессора используется сам двигатель, а накачиваются камеры выхлопными газами. Машина может нести до тонны полезного груза. Есть и более современная модификация, «Шерп 10», которая комплектуется шестиколёсным прицепом.

Вездеход «Ока»

«Ока» – компактный автомобиль для города, не обладающий практически никакими достоинствами, кроме, вероятно, размера и цены. Началась эта история с энтузиаста, решившего исправить ситуацию и придать существованию автомобиля новый смысл. Новому вездеходу достались кузов и силовая установка «Оки», всё остальное было взято у более проходимого автомобиля: карданные валы, мосты, раздаточная коробка и многое другое. Это позволило превратить невзрачную машинку в вездеход.

Самоделка мгновенно стала вирусной, а возможности вездехода сильно зависят от автора проекта, его способностей и бюджета. К примеру, этот болотоход получился шестиколёсным. При этом большие колеса обеспечивают «Оке» плавучесть, позволяя ей держаться на воде.

Самодельные мотоболотоходы

На сегодняшний день самый бюджетный способ обзавестись собственным транспортом с высокой проходимостью – это сделать его самому. Для того, кто умеет обращаться с инструментом и имеет необходимые навыки, не составит превратить старую технику в нечто гораздо боле полезное.

Лучшее сочетание проходимости и цены – трайк. Его основой вполне может послужить старый «Днепр» или «Урал», к которому добавляют задний мост от легкового автомобиля и колёса от грузовика. Результат – вполне бюджетный трицикл с высокой проходимостью и большой устойчивостью.

НАМИ-0157

В советское время болотоходы разрабатывались не от праздного любопытства. Слишком многое зависело от освоения новых земель, приходилось работать в условиях экстремального бездорожья. Одной из разработок, дошедших до серийного производства, был снегоболотоход на основе «Урала».

В качестве донора послужили грузовики «Урал» и «ЗиЛ», от которых разработчики взяли большую часть механических узлов. Его движение обеспечивалось гусенично-колёсной системой. Ходовая часть несла на себе спаренную грузовую платформу. На испытаниях новая разработка показала себя с лучшей стороны, снегоболотоходу были не страшны любые погодные условия и болота глубиной до 1,8 метра.

Шнекороторные машины

Принцип их передвижения давал большие преимущества в условиях жесткого бездорожья. В движение машина приводилась двумя продольными шнеками, на которых она стояла. Для шнека практически не существует преград, будь то песок, гравий или болото.

За всё время было выпущено несколько модификаций разных размеров, конструкций и мощности. Они могли передвигаться по прямой, вращаться вокруг собственной оси или ехать вбок. Некоторые из них даже преодолевали водные преграды. В частности, их использовали для эвакуации приземлившихся космонавтов, что могло произойти в любой местности. Со временем шнекороторные машины перестали пользоваться спросом, чему немало поспособствовал один, но весьма существенный недостаток – они не могли ездить по бетону или асфальту.

ПКЦ-1

Это едва ли не первая модель снегоболотохода. ПКЦ-1 построили ещё в 1966 году. Принцип действия конструкции заключался в использовании сферических пневмокатков вместо стальных гусениц. Их сцепляли вместе по аналогии с той же гусеничной платформой.

Основные агрегаты ПКЦ-1 достались от «ЗиЛа», а задний мост – от трактора «Беларусь». Созданный в единственном экземпляре прототип показал отличные результаты, лучшие, чем у гусеничных машин. Несмотря на это, проект забросили ради создания шнекороторных снегоболотоходов.

В советском прошлом создавалось немало интересной внедорожной техники, такой как советский колесный вездеход ЗиЛ-Э167, которому наплевать на любое бездорожье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓