Летний период для водителя ничуть не лучше зимнего. Если в холодное время года автомобилю достаётся от сильных холодов, снега, льда и слякоти, то летом всё портит сильнейшая жара и яркое солнце. Сейчас всё осложнилось ещё больше из-за смены погодных условий: Россия постепенно превращается в тропики, а машинам достаётся больше всех. Впрочем, их вполне можно защитить и спасти, а заодно и себя.
Радиатору – вторую жизнь
По своей сути автомобиль – огромная печь, и вырабатывает он огромное количество тепла. Выводится оно через систему охлаждения, а главным узлом в ней является радиатор. У радиатора три естественных врага: пыль, грязь и пух, которые накапливаются тем быстрее, чем чаще пользуются автомобилем. Поэтому лучше не забывать чистить радиатор и регулярно проверять его состояние. Только так можно уберечь машину от скоропостижной смерти в самое жаркое время дня. К испарителю кондиционера тоже это относится.
Электрика
Ещё один фактор риска, способный подвести в жаркую погоду, — это электросистема, а точнее, провода и электрофурнитура. Изоляция проводов вся делается из пластика, то же касается корпусов контактов, колодок, клеммников и колпачков. Обычно им ничто не может повредить, но экстремальная жара — это чрезвычайный случай. Машину может настолько разогреть на солнце, что пластик не выдержит и поплывёт, а там и до короткого замыкания недалеко. Детально всё проверять, конечно, не стоит, но можно бегло окинуть взглядом там, где доступно. Особенно в китайских машинах.
Шины
А точнее, давление в них. Давление в шинах прямо влияет на управляемость автомобиля и качество работы тормозной системы. На жаре давление в шинах растёт само по себе, после чего машина едет, в прямом смысле слова, на «деревянных» колёсах, управляемость падает, а затормозить становится очень сложно из-за маленького контактного пятна. Сами по себе шины тоже портятся на солнце: резина высыхает, на них появляются трещины, и в один прекрасный момент они могут лопнуть и стать причиной серьёзной аварии.
Воздушные фильтры
Жара причиняет не только прямой урон, но и косвенный. Яркий тому пример – воздушные фильтры. В жаркое время года количество твёрдых частиц в воздухе (промышленной и дорожной пыли) увеличивается во много раз, и вся она оседает в фильтре. В настолько жестких условиях эксплуатации фильтр долго прожить не сможет, причём не только салонный. Самые очевидные последствия – это образование конденсата в салоне и повышенный расход топлива. Есть и менее очевидные, и вот они уже связаны с поломками.
Технические жидкости
Жидкость гидроусилителя руля, тормозная жидкость, охлаждающая жидкость, трансмиссионное масло, моторное масло – всё это присутствует в автомобиле, работает и расходуется. И с приходом жаркой погоды расход жидкостей лишь возрастает. Одни быстрее вырабатываются, другие же могут расходоваться из-за случайных протечек, поскольку сальники и стыки дополнительно нагреваются, что никак не способствует улучшению их работы. Поскольку это никогда и ни к чему хорошему не приводило, приходится контролировать этот вопрос немного чаще и тщательнее, если нет никакого желания получить дополнительные проблемы.
Долой всё лишнее
Впрочем, сохранность автомобиля в жару зависит не только от чисто технических вопросов, существуют и другие, выработанные годами неявные правила. Одно из таких – ни в коем случае не держать в автомобиле неподходящие предметы. К таким относится буквально всё, что может гореть, взрываться, плавиться или выходить из строя при повышенных температурах. Не всегда машину удаётся удачно поставить, и если она находится под прямыми солнечными лучами, температура в салоне очень быстро поднимется до баснословных величин. Пластмассовые вещи и электроника могут быть безнадёжно испорчены, а аэрозоли, баллоны с газом и зажигалки могут взорваться. Даже безобидные прозрачные «висюльки» на стекле, брошенные на передней панели очки или бутылка с водой могут вызвать пожар, сфокусировав солнечные лучи на обивке.
Потрошим багажник
Если уж заботиться о машине, то не стоит забывать и о том, что в ней находится. Особенно это касается тех, кто едет на отдых и везёт с собой много багажа. Если в сумке или в чемодане останется хоть что-то, что может расплавиться, оно обязательно будет испорчено. Жевательная резинка, легкоплавкие пластмассы, резиновые фитнес-ленты – всё это либо расплавится и склеит рядом лежащие предметы, либо будет повреждено. О продуктах питания вообще говорить не приходится, а бутилированные и баночные напитки в прямом смысле слова могут стать взрывоопасными.
Тонировка
Это самый доступный и беспроблемный способ защитить салон автомобиля от прямых солнечных лучей. Правда, тонировка подойдёт не всякая, а только атермальная. Её главная особенность состоит в способности фильтровать самую опасную ультрафиолетовую часть спектра. С одной стороны, это защищает глаза водителя и пассажиров, с другой же, уменьшает нагрев салона. Разумеется, плёнка должна соответствовать предъявляемым требованиям и быть в достаточной степени прозрачной, чтобы водителя не оштрафовали.
Правильная парковка
Оставлять летом машину на солнце – не самое лучшее решение, особенно если парковаться приходится надолго, но и тень нужно выбирать с умом. Самый плохой вариант – стать прямо под деревьями. Конечно, деревья дают тень, но на них могут гнездиться птицы, а это не очень приятное соседство. Птичий помёт, особенно при довольно высокой температуре, буквально въедается в лакокрасочное покрытие и портит его из-за своего химического состава. К тому же всегда есть опасность, что на автомобиль упадёт сломанная ветка. Идеальный вариант – тень от дома или вообще крытая парковка, плохой вариант – тень от билборда. Последняя на месте долго не держится.
Если тени нет
Конечно, найти тень в конкретном месте бывает очень сложно, особенно если район оживлённый и машин в нём много. В таком случае, если уж приходится на какое-то время бросить автомобиль на открытом солнце, лучше заранее обзавестись защитными экранами. Они лёгкие и изготовлены из материала, отражающего ультрафиолетовые лучи. Они кладутся под лобовое и заднее стекло и служат хорошей преградой для ультрафиолета, нагревающего салон.
Если уж машину приходится в таких условиях оставлять у себя во дворе, то лучшей защиты, чем съёмный чехол, найти просто невозможно. Чехол полностью закрывает кузов и предохраняет его не только от палящих солнечных лучей, но и от пыли, птиц, воды и грязи. Конечно, выбирать его придётся с умом, поскольку он должен задерживать ультрафиолет. Лучше всего с этим справляются чехлы из плотной ткани тёмного цвета.
Один из способов защититься от летней жары – купить роскошный дом на колёсах с собственной системой кондиционирования и отправиться в дальнее путешествие с полным комфортом.