Концепция модульного автомобиля существует уже давно, и многие специалисты считают её будущим автопрома. По сравнению с классической конструкцией, она даёт большие преимущества и позволяет менять свою машину за считанные минуты, приспосабливая под конкретные нужды. За прошедшее время было создано много модульных концепт-каров, но пока что по вполне понятным причинам технология так и не получила широкого распространения.
Mercedes-Benz Vario Research Car
В первой половине 1990-х годов немецкий производитель задумался об интересной проблеме, создании универсального автомобиля. По сути, водителю приходится решать самые разные проблемы: ездить на работу, выбираться с семьёй на природу, заниматься хозяйством или перевозить достаточно тяжёлые грузы. Вот только не существует автомобиля, который способен в полной мере выполнять все необходимые функции. Где-то нужен открытый грузовой кузов, где-то просторный салон и много посадочных мест. В любом случае приобрести несколько автомобилей может далеко не каждый, поэтому в Mercedes-Benz решили разработать машину-трансформер.
Концепт Mercedes-Benz Vario Research Car был представлен в 1995 году и представляет собой один-единственный автомобиль, у которого можно изменить тип кузова. Для этого часть кузова просто менялась на другую. Для удобства все модули имели одинаковые крепления, а чтобы их замена не вызывала никаких трудностей, их изготовили из облегчённого композита. Впрочем, даже так они весили от тридцати до пятидесяти килограмм, поэтому в конструкцию автомобиля добавили электромотор, который поднимал съёмную панель вверх. Причём конструкция самого автомобиля была спроектирована таким образом, чтобы на дополнительных элементах не пришлось устанавливать рёбра жесткости и утяжелять их. Таким образом один и тот же седан легко превращался в кабриолет, пикап и минивэн.
Toyota Hilux Champ
В Таиланде огромной популярностью пользуются разнообразные пикапы. Их покупают и для личного пользования, и для работы, зачастую они становятся основным рабочим инструментом и выполняет функции доставки, эвакуатора, рабочего транспорта, грузовика и прочие. Вряд ли здесь можно найти более полезный и многофункциональный автомобиль, поэтому японский производитель решил разработать соответствующую модульную платформу. За основу его взяли пикап Toyota Hilux, причём не полноразмерный, а с одинарной кабиной, самую распространённую рабочую лошадку.
В пикапе Hilux Champ компания Toyota реализовала очень интересную идею – снабдить его максимально возможным функционалом в зависимости от того, что именно требуется конкретному покупателю. То есть фактически водителю приходится покупать лишь основу, готовую лишь процентов на 70, остальное же доделывается уже по заказу будущего владельца. В заготовках у производителя имеется много проектов кузовов разного типа, покупателю всего лишь требуется выбрать, что именно он хочет получить. Таким образом он может стать владельцем классического пикапа, грузовой платформы, фургона, передвижного ларька для продажи уличной еды или кофейни. Сам пикап максимально утилитарный, в нём нет совершенно ничего лишнего, даже кузов сделали самым простым.
Canoo Anyroad
Этот очень необычный концепт так и не стал серийным. По всей видимости, предложившая его компания Canoo побоялась запускать в массовое производство столь радикально выглядящий автомобиль. Впрочем, очень может быть, что машина столь радикальной конструкции смогла бы найти отклик у водителей. В ней производитель попытался реализовать идею идеального автомобиля для работы, отдыха и повседневных дел. Сама машина является городским сити-каром, но при этом построена на внедорожном шасси и может использоваться для загородных поездок, к примеру, на пикник. Canoo Anyroad сделали на полностью электрической платформе с двумя батареями, а дальность хода, как заявил производитель, должна составлять 600 километров.
Внешне он совершенно не похож на сити-кар, а скорее, на огромный трёхосный пикап или экспедиционный автомобиль. Впрочем, это недалеко от истины. Последняя ось принадлежит прицепу, который, будучи прицепленным к машине, составляет с ней единое целое. В прицепе же находится немаловажная для отдыха вещь – передвижная палатка. Он имеет подъёмную крышу и предназначен для отдыха двух человек. Фактически это даже не современный кемпер, а действительно палатка со спальным местом, столиком и местами для хранения вещей.
Rinspeed Dock + Go
Smart – отличный автомобиль, достаточно удобный, компактный, экономичный. Он пользуется большой популярностью среди тех, кто вынужден много передвигаться по городу и постоянно находится в движении. Конечно, у «Смарта» есть несколько недостатков, а один из главных – отсутствие места для хоть сколько-нибудь объёмного багажа. Если кому-то понадобиться взять с собой большую сумку, то возникнет вполне резонный вопрос о том, куда её пристроить, а поездка за город с вещами превращается в настоящее приключение. Некоторые решают этот вопрос покупкой прицепа, кот только он очень неудобный, да и не всем он нужен такой большой. Решение этой проблемы компания Rinspeed предложила ещё в 2012 году. В рамках Женевского автосалона она продемонстрировала концепт Dock + Go.
Модуль Dock + Go представляет собой небольшой двухколёсный прицеп, который жестко крепится позади машины. При этом его создали в двух модификация: в грузовой и в силовой. Грузовая версия не несёт в себе никакого дополнительного функционала, это самый обычный двухколёсный прицеп компактного размера. Впрочем, польза от него стоит под большим вопросом, поскольку «Смарт» – это электромобиль, и грузоподъёмность у него не очень большая. Силовая версия имеет собственный источник питания, это либо водородный топливный элемент, либо гибридная силовая установка. Также к источнику питания прилагается электродвигатель, благодаря чему уменьшается нагрузка на электромобиль.
Среди представленных в 2000-х годах концептов тоже есть много интересных, и многие из них до сих пор привлекают много внимания.