Роботизированные системы уже используются военными, спецслужбами и службами быстрого реагирования, хоть пока что и в небольшом объёме. Впрочем, благодаря новейшим технологиям роботы постоянно совершенствуются и уже сейчас имеют впечатляющий функционал. В ближайшем будущем с внедрением в технику искусственного интеллекта и инновационных систем роботы выйдут на совершенно новый уровень, и один из ярких тому примеров – турецкий дрон Barkan, разработанный компанией Havelsan.
Турецкая роботизированная платформа
Турция обладает впечатляющим военно-промышленным комплексом, и интерес страны к созданию боевых роботизированных систем вполне объясним. Их внедрение даёт огромное количество крайне полезных плюшек, например, выполнение опасных миссий без риска для жизни военнослужащих, расширение функционала подразделений, автоматизация работ по охране объектов и сопровождению конвоев и многое другое. Именно поэтому Турция в конце 2010-х годов открыла новый проект по созданию боевых и многофункциональных военных роботов.
Конечно же, дело не ограничилось одной-двумя машинами. Это направление имеет слишком большие перспективы, чтобы довольствоваться единственным беспилотным дроном, даже очень полезным. Поэтому с самого начала речь зашла о создании роботизированной платформы с широким функционалом, на базе которой можно было бы построить бесчисленное множество машин разного класса и назначения. Именно так и появился роботизированный комплекс Barkan, и он должен был стать основой для установки большого количества расширений и надстроек.
Фактически РТК Barkan является самоходной тележкой с полностью электрической силовой установкой. Для увеличения проходимости шасси оснастили гусеничным приводом и превратили в модульный конструктор. Теперь для создания робота требуемого типа необходим всего лишь новый корпус и комплект подключаемого оборудования, рассчитанного на выполнение определённых функций. В зависимости от того, что именно требовалось от робота, ему нужен был определённый тип оборудования. К первой демонстрации РТК Barkan специалисты Havelsan разработали целый комплекс различных вооружений, включая ракетные установки и пулемёты.
Интерес к «Баркану» оказался настолько велик, что базовая платформа роботизированного комплекса уже успела получить обновление, увеличить свои возможности и обрасти новым функционалом. Barkan 2 уже успели показать в рамках выставочных мероприятий, а также провести масштабное тестирование многоцелевого комплекса, нужно сказать, весьма успешное. Уже дошло до того, что производитель поставил турецкой армии некоторое количество роботов, скорее всего речь идёт о проведении тестирования в условия, максимально приближённых к реальным. Результатом наверняка станет масштабное обновление с учётом специфических требований военных и всех выявленных недоработок.
Роботизированный комплекс Barkan
В своём первоначальном варианте «Баркан» был достаточно компактным и лёгким. При своих габаритных размерах 1,4х0,9х1,1 метра (длина, ширина и высота) он весил около половины тонны со всем дополнительным оснащением. После модернизации его технические характеристики существенно улучшились, а функционал вырос, но это потребовало увеличения размеров и массы. Теперь робот длиной 1,8 метра весил почти в два раза больше. Последний Barkan тоже оснащён электрической силовой установкой, но количество электродвигателей, их характеристики, а также тип и ёмкость батареи остаются неизвестными. Согласно предоставленной информации, робот в своём самом большом исполнении может развивать скорость до 15 км/ч, а время автономной работы составляет 5 часов.
Важную часть РТК Barkan составляет робототехнический функционал. Благодаря ему уже появилось много полезных функций, но ещё больше планируется их внедрить в ближайшем будущем. Благодаря им робот сможет работать и под управлением оператора, и в нескольких режимах с разной степенью автономности. На текущий момент все свои технические возможности робот может продемонстрировать только под управлением человека, поскольку для остальных функций требуется наличие полноценного искусственного интеллекта. Его обучением вплотную занимаются специалисты, и они уже смогли добиться некоторых результатов.
При необходимости робот может следовать за оператором, отслеживая его при помощи камер и сигнала с пульта управления. Также его функционала вполне хватает, чтобы сопровождать конвой в качестве охраны, а также передвигаться автономно, используя для этого собственную систему навигации, датчики и визуальные изображения окружающей местности. При этом он следует заранее проложенному маршруту из одной точки в другую, но может корректировать его, если на пути встречаются какие-либо препятствия.
Производитель уже подготовил робота в нескольких исполнениях. Часть их них полностью готовы для последующих испытаний, другие пока находятся на уровне разработки. Все они используют различные виды вооружений и их комбинации, подобранные для решения определённого рода задач: разведки, участия в боевых операциях, эвакуации раненых и прочих. В качестве вооружения используются не только стрелковое оружие и ракетные установки разных типов. Уже разработан и представлен опытный образец «Баркана», который представляет собой передвижную автономную базу для запуска беспилотных летательных аппаратов, включая и дроны-камикадзе.
Компактные и малозаметные роботы смогут незамеченными занимать позиции очень близко к противнику и выпускать десятки барражирующих боеприпасов. Турецкие военные надеются, что таким образом они смогут создать так называемый рой беспилотников. В этом случае летательные аппараты будут атаковать цели сообща, кооперируясь друг с другом, и доводить выполнение боевой задачи до 100%. Если одного дрона-камикадзе будет недостаточно для гарантированного поражения цели, добить её сможет следующий дрон, получив соответствующее указание. Правда, пока что такой технологии не существует: для управления роем операторов будет недостаточно, этим должен заниматься искусственный интеллект. Он уже используется для управления роботами, но для роя требуется ИИ совершенно другого порядка, более сложный и совершенный. Даже полноценный искусственный интеллект для самого «Баркана» пока что находится в разработке, поскольку уже существующая система имеет лишь базовый уровень и функционал. Когда будут завершены все работы в этом направлении, неизвестно, но результаты уже проведённых испытаний говорят о серьёзных успехах.
Всё чаще в автомобилестроении используют роботизированные системы, а беспилотные грузовики уже используются для доставки грузов.