Несмотря на многочисленные проблемы, ставшие для Советского Союза частью привычной жизни, развитию науки и техники здесь уделялось немало внимания, а инженеры разрабатывали интересную технику, как гражданскую, так и военную. К сожалению, часть проектов оказалась заброшенной, поскольку их реализацию начали в самое неподходящее время – перед распадом СССР.
ТАКР «Варяг»
Конец 1988 года ознаменовался спуском на воду тяжёлого авиационного крейсера «Рига» (переименованный в 1990 году в «Варяг») со стапелей Черноморского завода. Он должен был стать более совершенной версией уже имеющихся на тот момент авианесущих кораблей. Инженеры провели за работой над ним немало времени, чтобы убрать многочисленные недостатки и превратить его в эффективную боевую единицу. За последующие несколько лет работы по оснащению и вводу в строй должны были завершиться, но распад Советского Союза перечеркнул все планы.
В конце 1991 года финансирование было прекращено, поскольку новообразовавшаяся независимая Украина не могла себе позволить завершить строительство крейсера. До 1993 года его помещения круглосуточно находились под охраной, а после её упразднения судно начали растаскивать по частям. Состояние «Варяга» постепенно ухудшалось, пока в 1997 году не был объявлен открытый тендер на его демонтаж. Приобрела его туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, базировавшаяся в португальской колонии Макао на территории Китая, собиравшаяся превратить недостроенный корабль в рай для туристов. Вот только оказалось, что приобрели его для Китая, и не туристическая фирма, а Морские силы Народно-Освободительной Армии. Его достроили, модернизировали и выпустили современный авианосец «Ляонин».
«Буран» и «Энергия»
Важность развития космической программы в СССР прекрасно понимали, поэтому вкладывали немалые средства в изучение этого направления. Для сокращения расходов на запуск миссий на околоземную орбиту был создан многоразовый челнок «Буран». Ему прочили большое будущее, поскольку с его помощью можно было отправлять экипажи в космос гораздо чаще. Совместно с ним разрабатывали совершенно новую ракету-носитель «Энергия». Она создавалась как часть многоразового комплекса «Буран-Энергия» и по праву считалась революционной, поскольку её можно было использовать для широкомасштабного освоения космоса, Луны и ближайших планет, а также для доставки на орбиту тяжёлых грузов.
Многоразовый комплекс был запущен только один раз, в 1988 году. В 1990 финансирование проекта временно остановили, а в связи с последующими событиями и вовсе прекратили. В 1993 году программа развития многоразового космического корабля была полностью закрыта, а вся существующая техника со временем пришла в негодность или была уничтожена. К тому времени уже собрали две ракеты «Энергия», им не хватало только топлива, и ещё три находились на разной стадии сборки. Всё это впоследствии было порезано на металл или уничтожено во время обрушения крыши монтажного комплекса, во время которого пострадал и «Буран».
Ми-34
Среди потерянных и нереализованных проектов были и не такие масштабные, например, вертолёт Ми-34. Его разработка стала ответом на потребность ДОСААФ в машине, лучше всего подходящей для образовательных целей и тренировок. В ответ на запрос конструкторское бюро «Миля» разработало компактную винтокрылую машину, имевшую несколько весьма ценных отличительных черт. Небольшие размеры и малый вес могли бы сделать вертолёт одним из наиболее массовых в истории отечественной авиации. Тем более что цена его производства была крайне маленькой, ведь вместо обычного газотурбинного двигателя в Ми-34 устанавливался обычный поршневой. Одной из особенностей силовой установки была неплохая безопасность: двигатель не захлёбывался, если в воздухозаборник попадал выхлоп, что было очень важным во время выполнения спортивных фигур. Создание первого образца, способного подняться в воздух, продолжалась с 1980 до 1986 годы, а предсерийная модель проходила испытания в 1989.
В 1990-е годы было уже не до запуска новых вертолётов. Попытку выпуска сделали в 1993 году на производственных мощностях Арсеньевского авиационного завода при сотрудничестве с Московским вертолётным заводом. Из затеи ничего не вышло: как коммерческий продукт Ми-34 оказался неконкурентоспособным из-за слишком низких характеристик. Его попытались доработать, сделали несколько модификаций и даже показали их на отечественных и зарубежных выставках в 2011 году, но в 2012 проект всё же был закрыт.
Як-44Э
Одной из насущных потребностей авианосных групп всегда было наблюдение за окружающим пространством. Таким летающим оком должен был стать Як-44Э, который разрабатывался для создававшегося авианесущего крейсера «Ульяновск». Он предназначался для электронного наблюдения за воздушными и надводными целями (включая и ракеты) в радиусе до 300 километров, а также для решения задач наведения. Для него предназначалось продвинутое радиолокационное оборудование, а время нахождения в воздухе удалось увеличить до 6 часов.
К середине 1990 года инженеры завершили создание макета Як-44Э, перевезли его на авианесущий крейсер «Тбилиси» и начали тестирование, чтобы получить больше информации об эксплуатационных характеристиках. Полностью готовый прототип должны были продемонстрировать в 1995 году на авиасалоне МАКС-1995, но финансирование проекта прекратилось в 1992 году.
Некоторые военные корабли, хоть и были успешно спущены на воду, показали себя далеко не с лучшей стороны. К таким относится и японский линкор «Ямато».