Вездеход «Харьковчанка»: покоритель Антарктиды родом из СССР

В Советском союзе большое значение отводилось освоению Северных регионов. Однако это требовало специальных транспортных средств, которые бы могли без проблем работать в условиях вечной мерзлоты. Ведь температура в данном регионе может опускаться до −80 °C.

Машина для покорения Северных регионов

В середине 1950 годов научное сообщество СССР обратило свое внимание на Антарктику. Данный регион представлял особый интерес для различного рода исследований. Однако экстремально низкие температуры не позволяли работать в Северных регионах без специальной подготовки. К тому же необходимо было специализированное транспортное средство, которое могло бы работать в суровых условиях низких температур.

Руководство Арктического научно-исследовательского института обратилось к представителям правительства СССР в 1957 году с просьбой о создании специализированной машины, способной помочь ученым передвигаться и работать при температуре −80 °C. Понимая всю важность покорения Севера, руководство страны поручила двум предприятиям из Харькова разработать модель снегохода, который бы мог помочь ученым работать в условиях вечной мерзлоты.

Работа специалистов авиационного завода, а также завода транспортного машиностроения Харькова началась в 1958 году. За короткий период времени – всего за 3 месяца был создан снегоход для Антарктиды. Модель получила обозначение «Изделие 404С», однако впоследствии просто называлось «Харьковчанка», в честь города, где был разработан вездеход.

Основные характеристики и особенности антарктического вездехода

Основой для будущего вездехода стал тяжелый артиллерийский гусеничный тягач модели АТ-Т, который в свою очередь был создан на базе танка Т-54. Понимая всю сложность условий, в которых придется работать вездеходу, инженеры решили увеличить длину шасси нового транспортного средства при помощи двух дополнительных катков. Однако этого было мало. Для того чтобы устройство могло без проблем передвигаться по льду, на его траках установлены снегозацепы, которые в свою очередь обладали довольно внушительной площадью.

Основные габаритные размеры и масса вездехода:

  • длина устройства – 8 тыс. 500 мм;
  • ширина транспортного средства – 3 тыс. 5 мм;
  • высота вездехода – 4 тыс. мм;
  • вес машины – 3 тыс. 500 кг.

Сердцем большого антарктического вездехода стал дизельный V-образный мотор, оснащенный двумя турбонагнетателями мощностью 995 лошадиных сил. Такая силовая установка позволила советским инженерам установить на машину гусеницы с расширителями шириной один метр.

Благодаря данному двигателю вездеход мог использовать дополнительно санный прицеп массой до 70 тонн. Это позволяло не только перевозить с собой определенного рода оборудование, но также иметь хороший запас топлива, что в условиях Антарктиды очень важно.

Без дозаправки «Харьковчанка» способна была проехать 1 тыс. 500 км. Максимальная же скорость, которую способен был развить вездеход, составляла 30 км/ч. Благодаря особенностям конструкции транспортное средство без проблем способно было преодолеть подъём в 30°.

Кабина вездехода площадью 28 кв. м была выполнена из дюралюминия. Ее высота составляла 2,1 м. Для того чтобы люди не мерзли, кабину утеплили теплоизоляцией из капроновой ваты. Было решено сделать 8 слоев.

В кабине присутствовали места водителя, а также штурмана. Кроме этого в ней располагалось 8 спальных мест, которые были установлены в 2 яруса. Это позволило советским конструктором рационально использовать внутреннее пространство. Кроме этого в «Харьковчанке» были камбуз с возможностью разогрева консервов и напитков, санузел, отопитель, а также радиостанция для связи.

В случае поломки мотора вездехода, к нему имелся доступ с внутренней части кабины. Таким образом можно было осуществить ремонт двигателя изнутри транспортного средства. Ведь работать с металлическими инструментами в экстремально низких температурах крайне неудобно.

Модификация антарктических вездеходов

Несмотря на то, что первые версии антарктических вездеходов зарекомендовали себя очень хорошо, в 1974 году была выпущена вторая модификация транспортных средств «Харьковчанка-2».

Главным отличием второй модификации стала внешняя капотная кабина. Решение о выносе отдельной кабины было принято после того, как стало известно, что через люк для ремонта двигателя в кабину вездехода попадают выхлопные газы.

Благодаря созданию отдельной кабины жилой модуль был надежно изолирован от моторного отсека. После рекомендаций участников полярных экспедиций, работавших на «Харьковчанке», во второй модификации были установлены специальные форточки для проветривания жилого модуля вездехода.

Созданное в 1958 году транспортное средство для покорения Антарктиды проработало вплоть до 2008 года. За 50 лет 5 вездеходов «Харьковчанка» осуществляли сообщение между всеми советскими, а впоследствии и российскими полярными станциями.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓