Вжух, и электромобиль Zeekr превращается в кирпич

С некоторого времени понятия «автомобиль» и «электромобиль» стали не идентичными. Сейчас электрическая машина больше похожа на высокотехнологичный гаджет, функционал которого растёт день ото дня. Последнее новшество в этой области — блокировка электрокаров производителем, которая превращает машину в малофункциональный кирпич.

Гаджеты на колёсах

За добрую половину функционала любого гаджета отвечает программное обеспечение, на разработку которого производитель тратит очень много времени и сил. Распознавание голоса, распознавание лиц, программы для работы и развлечения и многое другое — всё это превращает телефон или планшет в удобный инструмент. С электромобилями та же самая история.

С того самого момента, как машины стали работать от батареек, производители начали внедрять в электромобили всё больше программных функций. Среди новых есть и безусловно полезные, и те, что отвечают за откровенную экзотику. Например, автопилот. На текущий момент ни одного полностью рабочего автопилота нет, все они имеют много недостатков и недоработок. Главная причина — это попытка их адаптировать к дорогам, по которым должны ездить обычные машины. Ни один из автопилотов не умеет правильно распознавать угрозы на дороге, соседние автомобили, пешеходов, случайные препятствия, дорожные знаки и разметку. Всегда случаются ошибки, и они приводят к настоящим катастрофам. Впрочем, есть и очень полезные функции. Ассистент экстренного торможения, контроль слепых зон, управление бортовой электроникой, кондиционером, климат-контролем, мультимедиа, подвеской, двигателем, режимами вождения и прочими функциями современного автомобиля. Всё это делается централизованно через бортовую систему и её экран. Например, у электромобиля Tesla бортовая система может при помощи внешних камер распознавать пешеходов и другие препятствия на дороге, а потом независимо от человека корректировать курс и избегать столкновения.

У электромобилей попроще при помощи экрана медиасистемы можно настраивать текущий режим движения, регулировать работу подвески и прочих бортовых систем. Если выключить тачскрин медиасистемы, подавляющее большинство функций электромобиля окажется недоступным, потому как большая часть из них была перемещена с обычных кнопок на экран. Хоть экран медиасистемы и играет важную роль в электромобиле, но также много функций было выведено на смартфон. Теперь мобильный телефон может выполнять роль ключа для бесключевого доступа, а также инструмента для управления электромобилем при помощи удалённых команд и его блокировки в случае угона машины.

Поломка столь важной детали обычно заканчивается не очень хорошо. Водитель теряет большую часть функций, за управление которой отвечала медиасистема, их невозможно включить или отключить без касания к экрану. Эти функции зачастую не дублируются при помощи отдельных кнопок, поэтому доступ к ним безвозвратно теряется. Поломка экрана медиасистемы становится одной из самых критичных неисправностей в электромобилях. Именно поэтому принудительное отключение экрана медиасистемы можно приравнять к серьёзной неисправности, при наличии которой о полной функциональности машины не может быть и речи.

Полукирпич

Наверное, самой большой проблемой электромобилей является централизованное управление ими и облачные сервисы, к которым они привязаны. На своих серверах производители накапливают огромное количество информации о выпущенных ими автомобилях, включая маршруты передвижения, геолокацию и немалое количество телеметрии. Поэтому производитель в любой момент времени может сказать, где точно находится электромобиль.

К сожалению, компании в полной мере осознали, что программное обеспечение имеет не меньшее значение, чем само железо. Каждый покупатель электромобиля подписывает лицензионное соглашение, которое регулирует использование электромобиля и установленных на борту программ. В частности, производитель может на законном основании запретить использование электромобиля в определённых странах, например, если они находятся под какими-либо санкциями или на их территории не производится обслуживание этих программ. Фактически это означает, что производитель может принудительно заблокировать программу или работающий на ней устройство, если электрокар окажется в «неправильной» стране.

Именно так и собирается поступить известный китайский автопроизводитель Zeekr. Как стало известно, компания собирается блокировать медиасистемы на всех электромобилях, если они будут эксплуатироваться на рынках, для которых они не предназначены. Например, если электромобили были введены в Россию неофициально, а сторонними поставщиками без соответствующей лицензии. Как разъяснили в самой компании, владелец в таком случае должен будет вернуть электромобиль на тот рынок, где он был приобретён. Только там его медиасистема вновь станет полностью рабочей. Другого законного способа вернуть функциональность электрокару не существует.

Как удалось выяснить, на такой шаг производитель пошёл из-за упавших продаж на официальных рынках. Таким образом он собирается улучшить продажи и прекратить неофициальный экспорт автомобилей. Пока что такая мера существует лишь в теории, и китайский производитель Zeekr не промышляет блокировкой медиасистем. О подобных действиях других производителей также ничего не известно, по крайней мере об официально подтверждённых.

Впрочем, среди электромобилей есть настолько странные и простые, что электроники в них совсем мало, а блокировать производителю практически нечего.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓